Масленица: смысл, история и традиции. Масленица: история праздника, традиции и обычаи Как отмечают масленицу

Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) праздновалась 2 недели - в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню Зимнего Солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Б. Кустодиев. Масленица.


Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

В народе каждый день Масленицы имеет свое название и значение:

Понедельник - Встреча


  • В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

  • Богатые люди начинали печь блины с понедельника, бедные - с четверга или пятницы.

  • Опару для блинов хозяюшки готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних.

  • В понедельник молодая пара (встречающая Масленицу первый раз), из дома, где не было свекра или свекрови, приглашала к себе тещу и тестя: те приходили учить молодую хозяйку печь блины. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла.

Б. Кустодиев.

Вторник - Заигрыш


  • С этого дня начинались разные развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и "Масленичным Дедом". На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях. Катались на санках с обледенелых гор.

  • Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

  • Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Б. Кустодиев.

Л. Соломаткин

Среда - Лакомка


  • В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

  • На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.

  • По вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами, разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

  • Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

В. Суриков.

Четверг - Разгул (перелом, широкий четверг)


  • На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (пословица "лежачего не бьют"), вдвоем нападать на одного ("двое дерутся - третий не лезь"), бить ниже пояса ("удар ниже пояса") или бить по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (опять поговорка) или "один на один". Велись и "охотницкие" бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдал такие бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.

Б. Кустодиев.

Пятница - Тещины вечера


  • Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

  • Зять должен был накануне вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей.

  • В некоторых местах "тещины блины" происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли быть приурочены и к пятнице.

  • Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

С. Смирнов

Суббота — Золовкины посиделки


  • В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.

  • Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Б. Кустодиев.

Воскресенье - Прощенный день


  • В России этот день называли "Прощеным воскресеньем", когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими.

  • Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.


  • Основным эпизодом последнего дня были "проводы Масленицы". К этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю: на богатый урожай.

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту . Так происходило со многими праздниками, но масленица - наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались - древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное - блинами. стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало , то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин - как маленькое солнце - круглый и горячий. Смазать блин маслом - значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса - покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения - это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры.

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник - встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник - заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики - такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной - человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные - такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья - те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов - и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг - разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу - золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье - последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан - перед Великим постом.

Блины - самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины - такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець , в болгарском - млин . Млин - это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin , в немецком - Mühle , в итальянском - mulino , а в английском - mill , то есть, тоже схоже с млин.

Интересно происхождение выражения первый блин комом - в современном языке это однозначно - ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как , а кому блин, то есть комам - умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением - живой русский язык постоянно меняется.

Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом , поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией.

Блины - универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок для блинов и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины - это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.

Отдохнув после рождественских гуляний, православные с нетерпением ждут конца февраля. В этот период появляется новый замечательный повод для веселья – Масленица. Вы уже вспомнили о вкусных кружевных блинчиках и Прощенном воскресении? А ведь этого мало. Поедание выпечки – не единственный способ отдать дань традициям и весело провести время.

Масленица: происхождение праздника

Как и многие другие обычаи, этот появился задолго до крещения Руси. В древние времена хлеборобы пытались умилостивить высшие силы, чтобы получить хороший урожай. Масленица, которую еще называют Масницей и Блинницей, раньше припадала на весеннее равноденствие, тот момент в году, когда вот-вот должно было начаться потепление. Потому праславяне закладывали в праздник сразу несколько смыслов.

Во-первых, это — рубеж, отделяющий зиму от весны, морозы от тепла. После чествования природы ожидали устоявшихся ясных весенних денечков. А так как от погоды зависели будущие урожаи, то отсюда вытекает второй смысл празднования.

Масленицу отождествляли с матерью-землей. Обряды сопровождали щедрыми подношениями, чтобы в ответ дары благосклонно вернулись сторицей.

В-третьих, бытовало мнение: живешь на земле и пользуешься ею, обязан расплатиться, чтоб не рассердить природу и стихии. И вновь возвращаемся к подношениям и обрядам чествования, в которых люди выражали благодарность за прошлое и будущее милосердие, возможность продолжения рода, то есть рождения детей, которые также будут пользоваться ресурсами.

Наши пращуры верили, что усопшие, захороненные в земле, а душой находящиеся на том свете, влияют на будущие урожаи. Потому старались угодить и им. С этой целью устраивали жертвоприношения, траурные плачи и трапезы. Считали, что во время поминания души умерших родственников спускаются к живым и участвуют в торжестве.

Примета:
на Масленицу поскупишься, быстро разоришься. Так что, господа, готовим угощение.

Христианская церковь, пытаясь отвадить паству от языческих традиций, вложила в празднование иной смысл. Немногие смогли запомнить и передать будущим поколениям старинные традиции и обряды. Постепенно их стали считать кощунством, недопустимым для истинно верующих.

В современном православном календаре Масленицу упоминают в разрезе сплошной сырной седмицы (последней недели перед длительным Великим постом), праздник считают народно-церковным.

Раньше иноки почти на весь срок сорокадневного воздержания уходили по одному в пустынные места и возвращались к последним шести дням перед . Чтобы выдержать долгое время практически без еды всю неделю перед испытанием они набирались сил, ели скоромное, отменив пост.

Зная, что не каждый выдержит и вернется, накануне ухода говорили друг другу теплые слова и просили прощения за грехи. Так появилась новая традиция. Последний день сырной седмицы называют Прощенным воскресеньем.

Для мирян, которым не надо было вести аскетический образ жизни, Сырной седмице придали несколько другое значение. Это – плавный переход к сорокадневному отказу от полноценного питания, который, между прочим, одобряют доктора. В последнюю неделю перед постом есть мясо уже нельзя, но разрешено побаловаться обильным количеством выпечки, молочных продуктов. А чтобы народ не просто чревоугодничал, придуманы веселые поводы: «Разгуляй», «Лакомка» «Тещины вечорки», «Ответки». Каждому дню соответствует название, ряд правил и особое меню.


Как праздновали Масленицу: традиции и обряды

Выпечка, молоко, яйца, без сомнений, придают сил, но объяснение особому вниманию к этим продуктам проще. После холодной зимы, когда не осталось практически никаких припасов, а новый урожай ждать долго, продукция животноводства – самый доступный вариант. Резать скот в этот период неразумно, коровы, свиньи, лошади слабеют и худеют, мяса в них немного.

Еще одно название Масленицы — Колодий — относят к другому древнему обычаю. В начале недели женщины брали палку, которую звали колодкой, и наряжали ее, представляя, что это — живой человек. Каждый из последующих семи дней символизировал определенный этап жизни:

  • Понедельник — рождение;
  • вторник — крещение;
  • за среду чучело преодолевало детство, юношество, средний возраст и старость;
  • в четверг палка умирала;
  • в пятницу хоронили;
  • в субботу — оплакивали;
  • в воскресенье наступал главный момент: вооружившись колодкой, весельчаки обходили незамужних юношей, девушек и их родителей, пытались привязать к ним постыдный знак. Никому не хотелось остаться с ярлыком холостячества, откупались чем могли: бусами и лентами, самогоном и наливками, сладостями.

Хорошим признаком считали женитьбу в конце февраля, такой брак означал взаимопонимание и достаток. Увы, об этом веселом обычае помнят только поклонники этноса, в селах его давно не соблюдают.

Масленую неделю еще называли «бабской». В эти дни много внимания уделяли слабому полу: восхваляли чистоту и невинность молодых девушек, заботу и любовь женщин-матерей.

Символ современной Масленицы – блин. Некоторые источники утверждают, что он отображает солнце, другие – отождествляют его с поминальным хлебом.

Примета:
тонкий первый блин – благополучная жизнь, удача.

Впрочем, наши пращуры проводили логичные ассоциации:

круговая форма – вечность;
теплота — мирские радости;
молоко, яйца и мука в составе – жизнь.

Совет:
Если вы придерживаетесь безглютеновой диеты, то для выпечки блинов вам подойдет

В первый день праздника блины оставляли душам усопших либо отдавали нищим, которые должны были помянуть умерших.

Еще одна традиция из прошлого – проводить на Масленицу кулачные бои. Раньше подобные развлечения заканчивались кровопролитием. Но того и добивались. Молодцы могли удаль показать, а кровь считали подношением умершим и богам.

В наши дни если и проводят бои, то шуточные. Как правило, их заменяют другим веселым времяпровождением: катанием с горки или на санях, дружеским общением и всеобщим угощением.

РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА

В конце празднества принято сжигать чучело. Нынче это символизирует уход зимы, а у язычников обряд был жертвоприношением богам, усопшим и самой природе. Веснянки, которые исполняли юные девушки, призывали матушку-землю услышать людей, одарить их добротой и щедрым урожаем.

Обычай:
в сырную седмицу подарите ребенку дудочку-свистульку, играя на ней, малыш будет зазывать птичек.

Как видите, праздник Масленица — не просто день блинов и веселья. Он имеет более глубокое значение, отождествляет рождение и уход, благодарность к пройденным этапам жизни и упования на грядущие, мрак и свет, холод и тепло, зиму и весну, прошлое и будущее.

Зима всегда была испытанием для нашего человека: холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием, которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу - бога весеннего солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло - это первый шаг на пути к обильному урожаю.

Масленица: почему так называется?

Наиболее вероятна и распространена следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали - «Масленицей».

По второй версии такое название праздника появилось уже после принятия христианства. За неделю до Великого Поста нельзя есть , но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда, дескать, и название, связанное с маслеными блинами.

Масленица: дата праздника

Цифра «7», как известно, была магической для язычников. В давние-давние времена Масленицу праздновали в течение семи дней до весеннего равноденствия и еще семь дней - после него. В это время, как верили древние, наступала весна.

С принятием христианства дата празднования Масленицы сдвинулась и сократилась на целую неделю. Христианские лидеры не решились отменять этот , хотя он является языческим. Вместо этого они нашли его весьма удобным: за неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытым и не страдать от отсутствия мясной пищи.

Празднование Масленицы , впрочем, проходит не только с блинами, но и со многими другими вкусностями. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Поэтому-то Масленицу церковь не отменила, а всего лишь установила новую дату, зависящую от начала Великого Поста - то есть привязала языческий праздник к «гибкому графику» самых важных православных праздников, зависящих от подвижного пасхального цикла.

Впрочем, недовольства по поводу стремления народа столь весело отмечать Масленицу были всегда: народ пил, гулял, устраивал кулачные бои и т.п. Но запретить празднование Масленицы вряд ли получилось бы - слишком значимым был этот праздник для простого народа, зима для которого являлась серьезным испытанием. Кстати, в православной трактовке масленичная седмица - это неделя прощения, примирения и подготовки к Великому Посту.

Кустодиев “Масленица”

Именно в честь весеннего солнца пеклись круглые лепешки из теста, замешанного на воде и пшеничной муке. Впоследствии их заменили кружевные блины. Круглые желтые блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Съесть блин на Масленицу - значит, проглотить кусочек солнца, его тепла, нежности и щедрости.

Выпекание круглых «солнышек» из теста - это еще и своего рода ритуал привлечения солнца. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем теплее будут последующие времена года до следующей зимы. Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга (солнце - круглое). Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу.

Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: русичи зажигали деревянное колесо и катали его по дороге, скатывая с пригорка. Колес зажигали много: того, кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, ожидали в текущем году счастье, удача и достаток. Считалось также, что тот, кто плохо веселится на Масленицу, будет неудачлив до следующей Масленицы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Масленица и медведь - какая между ними связь? Все просто: зимой медведь спит в берлоге, а весной - просыпается. Проснулся медведь - значит, весна пришла. Животные - они ведь все изменения природы нутром чуют. Обрядив мужика в медвежью шкуру, люди угощали его и плясали ритуальные танцы, подражая просыпающемуся после зимней спячки медведю.

Конечно же, изготавливалось чучело Масленицы из соломы, обряженное в женскую одежду. В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, смерть. В последний день Масленицы чучело разрывали или, что было чаще, сжигали на ритуальном костре.

Масленица: дни масленичной седмицы

Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение. Итак, дни масленичной недели.

Понедельник - первый день масленичной недели, получивший название «Встреча». В этот день завершались работы по подготовке к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и т.п. Многие уже начинали печь блины. Первый блин, кстати, по масленичной традиции нужно отдать нищему, чтобы помянуть усопших.

Вторник - второй день Масленицы под названием «Заигрыши». Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.

Кустодиев “Блинный вторник”

Среда - третий день Масленицы под названием «Лакомки». Теща приглашала зятя на блины.

Четверг - четвертый день масленичной недели, который назвали «Широкий разгул». С этого дня начинались настоящие гулянья в честь Масленицы: люди катались с горок и на качелях, устраивали веселые поездки на лошадях, шумно пировали, организовывали карнавалы и кулачные бои среди мужчин.

Пятница - пятый день Масленицы под названием «тещины вечерки». В этот день зятья устраивали «ответки» - то есть приглашали тещу к себе на блины.

Суббота - предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки». Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке . Золовка - это сестра мужа, а невестка - жена брата.

Воскресенье - последний день Масленицы. Его называют «Прощеным воскресеньем». Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане - друг у друга. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланяются.

Веселой и вкусной вам масленицы! Она уже на носу!

Который отмечается с ликованием в душе и сердце. Считается славянским праздником и длится неделю или три дня перед Великим постом, вобрав в себя обряды, обычаи, приметы, в основе которых лежит мифология.

У каждого славянского народа разное название

И это действительно так. С времен древней Руси и поныне в России праздник звался и зовется Масленицей. А вот украинцы его тепло величают МаслЯница. У белорусов иначе - масниця. У поляков - масленика. У македонцев вообще не привычный уху расклад - приштена недельа. Но суть праздника при всех разных названиях практически одна лишь с небольшими отличиями. У восточных славян неделя Масленицы - граница зимы и весны и, к примеру, в русском православном календаре ее еще называют сырной седмицей или мясоедом. Но непременно сопровождается весельем, шутками, прибаутками. По душе как взрослым, так и их чадам. Аналог карнавалов в европейских странах. Сродни "жирному вторнику и мясопусту". Дата празднества меняется в зависимости от дня Пасхи. К примеру, в 2016 году Масленица отмечалась с 7 по 13 марта. Примечательно, что даже у русских славян праздник отличается множеством названий: маслена, масленая, маслена неделя, Всемирный праздник, блинница, блина неделя, объедуха. При этом русские потакают аппетиту блинами и лепешками, а вот украинцы и белорусы варениками, сырниками. При этом обрядная сторона связана с культом предков. В до христианскую пору все помыслы были связаны с весенним равноденствием, началом нового года. Главная же цель масленицы - забота о плодородии в связи с предстоящими весенне-полевыми работами. Собственно, предполагались и усилия по повышению плодовитости людей.

Что только не шло на его изготовление - солома, сено, отжившие свой век вещи в виде пышных сарафанов, телогреек, разноцветные ленты на фантастических головных уборах. А уж как старались над масками лиц! Тут вам и белила и румяна на щеках, и ярко подведенные брови и ресницы. И вся фигура масленицы изготовлялась ядреной и пышной. А под занавес праздника чучело сжигалось, пепел разбрасывался по полям. Для повышения плодородия. Если же чучело раздирали на части, то солома тоже использовалась в качестве удобрения. Бывало, что чучело безжалостно топили в пруду, реке или в проруби. Его смерть означала рождение будущего, новых сил, плодовитости не только домашнего скота, но и людей, в частности, молодых да пылких. К сказанному добавим - изготовление и сожжение чучела есть не только языческая суть. В большей степени это не подобие идола, но обряд, имеющий в своей основе народные игровые корни.

Не всем масленица была мила

Решительно противился ей, в частности, Патриарх Андриан (1637-1700). Его полный титул - Светлейший Кир Андриан, архиепископ Московский и Всея России и всех Северных народов патриарх. И он даже намеревался отменить языческий, по его мнению, праздник. Но не успел. Разве что дней в нем поубавил. И ему особенно не был по душе разгул и буйство в масленицу. В Первопрестольной, к примеру, стражники вместо того, чтобы блюсти порядок, напивались вусмерть. Мы отмечали родство масленицы с западным карнавалом. Но и оно отличалось излишним буйством, чему противились пешие и конные стражники, дозором обходившие улицы и площади. Но и по сию пору масленица остается шумной, разгульной, разудалой, и ничего с этим не поделаешь. К тому же славяне не связывают масленицу с язычеством. А среди ее обрядов есть те, которые одобряются самой церковью. Что касается излишнего чревоугодия, то люди думают так - впереди Великий пост, от многого съестного придется отказаться. Вот в масленицу и надо съесть как можно больше. В том числе и блинов, которые некоторым ошибочно воспринимаются, как подобие солнца. На самом деле блины больше связаны с обрядом поминания. Вспомним - трапеза по почившему обязательно сопровождается наличием на поминальном столе блинов. И в масленицу блинами тоже поминают почивших родителей и родственников, о чем речь пойдет дальше.

Пестрая неделя

Отмечено, что в некоторых местах, в том числе и в России к встрече масленицы готовились еще с субботы, предшествующей Пестрой неделе. Хозяева посылали детишек восьми - десяти лет встречать праздник и давали блины, с которыми они скакали на ухвате или кочерге и звонко кричали: " Прощай зима сопливая! Приходи лето красное! Соху, бороду, и пахать пойду!" С субботы празднуется Малая масленица Детвора в старое время бегала по деревне и собирала изношенные лапти. Потом встречали возвращающихся из города с подарками и вопрошали:" Веришь ли в масленицу?!" Если кто отвечал: "Нет!" -нещадно колотили собранными лаптями. В Белоруссии и в некоторых регионах России отмечали в субботу перед масленицей родительский день - первый в году. Пекли блины, и первый клали на божницу или на слуховое окно или на крышу дома или на могилы предков. Угощали также ребятишек с просьбой помянуть конкретно кого-то из почивших родственников или друзей. Утром на завтрак или вечером на ужин приглашали за стол умерших. Блюда готовились из говядины, свинины, баранины. После трапезы пища не убиралась, оставалась на столе. Считалось, что под покровом ночи из печи выходят умершие родители и едят оставленное. За субботой наступало воскресенье. перед масленицей - Мясное воскресение. Полагалось двенадцать раз мясо есть, двенадцать раз щи хлебать. Ходить в гости и приглашать к себе.

Масличная неделя

Она наступала за упомянутым воскресением. И делилась на Узкую масленицу и Широкую масленицу. Узкая при этом приходилась на первые три дня недели - понедельник, вторник, среду. Широкая - четверг, пятницу, субботу, воскресение. В первые три дня кипела работа. С четверга она прекращалась и начиналась Широкая масленица. Каждый день масленицы имел свое название.

Понедельник

Встреча. Определялось место гуляний. Составлялся список гостей. Решали, где соорудить снежную горку, городок, где поставить балаган, качели. Из чего изготовить и где поставить чучело масленицы. Пекли блины. Первый - малоимущему на помин усопших.

Вторник

Парни заигрывали с девчатами. Проводились смотрины невест. Засылались сваты, чтобы после Великого поста, в Красную горку сыграть свадьбу. Молодые люди приглашались кататься с горок, есть блины. Зазывала громко покрикивал: "У нас горы снежные готовы, блины напечены, просим жаловать!"

Среда

Ее еще называли лакомкой. Днем - к теще на блины. Между прочим, сама их пекла, сама угощала. А уж радушной была, гостеприимной - и не нарадуешься. И зять забывал былые обиды, прощал их. Обнимания, целования - само собой!

Четверг

Так и звался - разгуляй! Или Широкий четверг. Или масленичный четверг. Или Толстый четверг. Означал начало Широкой масленицы. Все работы прекращались. Катание на лошадях. Кулачные бои. Разного рода соревнования. Пирушки. Среди соревнований главное - захват снежного городка, построенного перед масленицей. Ну, и само собой - костры, прыжки через их пламя. И блины, блины, блины. В том числе с разнообразной начинкой - мясом, печенью, красной или черной икрой (в далекую пору ее хватало, и стоила копейки!), вишнями, абрикосами и так далее.

Пятница

Другое название - Тещины вечерки. Теперь уже она приходила в гости. С ответным, что называется, визитом. Принимает ее у себя зять. Блины печет жена. Те же целования и обнимания. Прощение былых обид. И богатая трапеза. С блинами с разной начинкой. Тут уж жена не должна была ударить лицом в грязь. Угодить теще и вкусными блинами и прочими праздничными разносолами.

Суббота

Иначе ее еще называют Золовкины посиделки. Молодая невестка с радушием приглашает к себе золовок и других родственников любимого супруга. Конечно перед приемом гостей ей надобно хорошенько подготовиться, И чтобы дом чистотой сверкал. И стол богатый был накрыт, главным угощением которого стали бы блины, что называется, с пылу с жару. О достойных и щедрых подарках не мешало позаботиться. И чтобы покидая гостеприимный дом, золовки потом долго вспоминали разлюбезный прием и почет, оказанный им невесткой. В субботу православная церковь совершает празднование собора всех преподобных отцов.

Воскресенье

Это кульминационный день масленичной недели. Его также зовут целовальник и прощенное воскресение. В большинстве своем люди не так уж безгрешны. Случаются между ними и ссоры и обиды. А то еще что и похуже. Вот и надо друг у друга попросить прощения. При неожиданной или запланированной встрече, а в сегодняшней действительности с ее потрясающими технологиями и по домашнему и сотовому телефонам. Но прежде должны прозвучать поздравления с последним днем масленицы. Потом уже - просьба забыть былые обиды, не держать "камня за пазухой" за доставленные родственникам или соседям вольные или невольные неприятности, Простить, и жить дальше в мире, дружбе и согласии! Кто-то отвечает: "Прощаю!", а иные: "Бог простит!". В последний день масленицы, то есть в прощенное воскресение, принято ходить к могилкам родителей, близких, почивших дорогих друзей. Прощаться с ними. Положить на памятную плиту угощения, принесенные от праздничного стола блины. Иные добрые христиане не прочь в этот день сходить в жарко натопленную баню, что не возбраняется. А после парилки окунуться с головой в ледяную прорубь. Вот только на миг, дабы уберечься от простуды.

Кстати, остатки пищи в конец масленицы сжигают, посуду тщательно моют. И сжигают чучело. Собирают пепел от нее, разбрасывают по полям для будущего щедрого урожая. В храмах проходит чин прощения, вечернее богослужение. И при этом тоже звучит: "Бог простит! ". Начинаются великопостные службы. Проходят тужилки по масленице. После сожжения чучела иные бросали в костер традиционно поминальную пищу - блины, яйца, лепешки. Тем самым прощаясь с усопшими и с масленицей, которая снова вернется к празднующим ее через год. А масленицей ее прозвали еще и потому, что во все дни ее вкушали много масла. Еще раз будет к месту сказать - блинная неделя есть праздничное торжество по встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, православный народ прощается с зимой. радуется теплу, печет блины.

Среди православных людей и особенно молодежи их много. Популярны были и есть сейчас кулачные бои. Порой улица на улицу. Но без нанесения конечно серьезных ран. Хотя многие парни и мужи зрелого возраста входили, что называется, и в раж. В результате потом после масленицы ходили и в синяках и кровоподтеках. Но все это по доброму. Без зла. Соревновались в поедании блинов - кто их больше осилит. В ловкости лазания по ошкуренным столбам за подарками на самой верхотуре. В ходу были игры с медведями, купания в проруби - все для того, чтобы показать силу, ловкость, закаленность и тем самым порадовать масленицу, самих себя, родных со товарищи. О масленице далеких лет нам напоминают пословицы и поговорки. Одна из известных до сей поры: "Не всегда коту масленица!" или "Масленица - объедуха, деньгам прибедуха!" Есть и другие - "Без блинов нет масленицы!, "Без блина не масляна!", "Блин - не клин: брюха не расколет!", "Блин - солнцу родственник", "Как на масляной неделе в потолок блины летели" Проводы масленицы завершались всеобщими целованиями. А уж как катались с горок - кто на быстрых санках, коньках, кто на рогожках, а иные и в деревянных корытах. В зависимости беден ты или богат. Но все залихватски, с задором, удовольствием и радостью. И долго потом вспоминали масленицу - по настоящему народный праздник славян и не только русских!

Не языческий, но церковный

Народная масленица начинается на день раньше церковной масленицы. Светское празднование установлено Указам Петра Первого по образу и подобию европейского карнавала. И государь ее определил как "всешутейскую, всепьянящую, как сумаброднейший собор". Проводимый в дни церковной сырной седмицы с восьмидневный разгуляем, питием и обжорством - русским светским праздником с воскресенья " мясного заговения " по прощенное воскресение. Еще раз подчеркнем - масленица не является языческим праздником, и не имеет языческих корней. Масленица ведена православной церковью еще шестнадцатом веке для вытеснения из сознания искренне верующих языческого солнечного праздника встречи весны - комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие, иными словами, начало астрономической весны. Масленица - предшествовала Великому посту. Заметим при этом - даты масленицы подвижные и связано с лунным календарем и отсюда с подвижными же датами Пасхи, которой предшествует семинедельный Великий пост. Это последняя неделя перед Великим постом. У католиков масленица называется карнавалом. Языческий праздник весеннего равноденствия мусульманами называется нувруз, у казахов, в частности, наурыз. Что касается комоедица, то это один из древних великих языческих славянских праздников. И день его встречи никогда не меняется. Он выпадает на дату весеннего равноденствия - 20 марта, правда в связи с наличием часовых поясов дата может на сутки увеличиться. Потому называют и 21 число первого весеннего месяца. Что есть день весеннего равноденствия? Это явление астрономического порядка, когда солнце в своем видимом движении пересекает небесный экватор. Иными словами - светило переходит из северного полушария в южное. У комоедица тоже есть тоже в качестве главного атрибута чучело. Но не масленицы, а Марены (зимы), и оно тоже по древнему обряду сжигается. Почитатели праздника поклонялись медведю, который в день весеннего равноденствия просыпался и выходил из берлоги. Медведь по старославянскому КОМ. Отсюда комоедица. Пекли блины и раскладывали по пенькам для мишек. Чтобы они ими лакомились. По этому обстоятельству и родилось: "Первый блин комом". Правда, теперь с другим подтекстом - не всегда первый блин получается, как все обычные, а снимается со сковороды комом. Прощаясь с зимой в последний день комоедица сжигают и чучело марены. Где отмечается языческий праздник? Разумеется, в России, Украине и Белоруссии. Но празднуется он и в других странах и даже в государственном ранге с выходным днем. Праздник комоедица, по другому - пробуждения медведя олицетворяет собой бога скота и бога богатства. Уже с 23 марта дни становятся длиннее ночи. Солнце (у древних славян ярило) растапливает снега. Языческий праздник в России особенно с удовольствием и радостью отмечается разноверческими общинами.

Что еще почитать