Ид аль адха что за праздник. Ид аль-Адху – праздник жертвоприношения

Курбан-Байрам, Ид аль-Адха: Условия и правила жертвоприношения

Мир Вам и милость Всевышнего, дорогие мусульмане!

Всевышний Аллах сказал: "Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха". Коран: 108:2.

Приближается один из самых значимых праздников ислама - Праздник Жертвоприношения. На языке Корана название этого праздника звучит как "Ид аль-Адха" , тюркоязычные народы называют его "Курбан Байрам" . Этот великий праздник отмечается приблизительно через 70 дней после окончания Священного месяца Рамадан, на десятый день месяца Зуль-Хиджа.

Что такое "Курбан", Ид аль-Адха? Сколько человек должно участвовать в жертвоприношении? Какого возраста должно быть животное, приносящееся в жертву? Какими качествами должно обладать это животное, когда наступает время жертвоприношения? Какая награда уготована тем, кто приносит в жертву животных ради Аллаха? Здесь, в этой статье мы для вас постарались ответить на все эти и другие вопросы.

Ибрахим (Авраам; мир ему) – один из самых почитаемых нами, мусульманами, пророков. Его называют «другом» Аллаха. В Коране сказано: «...Поистине, он был праведником, пророком». (Сура «Марьям»:41).

Пророк Ибрахим (мир ему) всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьезным испытанием, проверкой его преданности Милостивому Аллаху стала история с его первенцем Исмаилом (мир ему). Однажды Ибрахим (мир ему) увидел сон, в котором он закалывал Исмаила, принося его в жертву Аллаху. Пророк Ибрахим понял, что это желание Аллаха, так как посредством снов Аллах передавал Своим пророкам откровение, и решил осуществить Божье указание. Услышав об этом, Исмаил (мир ему) сказал: «Отец мой, делай то, что тебе приказано. Я буду терпеливым, если пожелает Аллах» . Но в тот момент, когда Ибрахим (мир ему) поднял нож над собственным сыном, раздался голос: «О, Ибрахим! Ты оправдал видение!» Вместо сына Ибрахим принёс в жертву барана. Вот, как Аллах описал это в Коране: « Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном мальчике (Исмаиле). Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание (или явная милость). Мы выкупили его великой жертвой» Коран: 37: 101-107.

Этот случай стал основополагающим при установлении обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама, символизирующим запрет на пролитие человеческой крови.

Слово "курбан" означает приближение человека к Аллаху, иными словами, мусульманин приближается к Всевышнему посредством жертвоприношения. Ид аль-Адха означает праздник жертвоприношения.

По мнению некоторых мусульманских улемов (ученых), жертвоприношение является обязательным для каждого состоятельного мусульманина. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» Коран:108;2. Передаётся, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто обладал достатком и не совершил Жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям!» Ибн Мааджа, Ахмад.

Большинство же ученых посчитали обряд Жертвоприношение (Удхия) желательным. Однако, и те, кто не считает Жертвоприношение обязательным ритуалом, единогласны в том, что совершение этого великого обряда является очень желательным, особенно когда есть для этого возможность. Ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал нам о достоинствах праздничного жертвоприношения и о великой награде за него. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха лучшего расходования после поддержания родственных связей, чем пролитие крови жертвенного животного!» Ибн ‘Абдуль-Барр Тамхид. Так же пророк (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на вопросы сподвижников о достоинствах обряда Хаджа, в отношении Жертвоприношения сказал: «А что касается твоего Жертвоприношения, то великая награда за это припасена для тебя у твоего Господа!» Баззар, Ибн Хиббан.

Жертвенным животным может быть как крупный рогатый скот: корова или бык, так и мелкий: баран или овца, козел или коза. Следует выбрать то животное, вес которого больше, а мясо лучше.

Возраст крупного рогатого скота должен достигать двух лет и больше. У мелкого – как правило, не меньше года, но если баран или овца имеют крупные размеры, то дозволяется приносить в жертву и животное в возрасте шести месяцев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приносите в жертву животное, не достигшее своего возраста. Если же это станет для вас затруднительным, то можете принести в жертву овец в возрасте от шести месяцев» . Муслим.

Нельзя приносить в жертву кролика, индейку, петуха или курицу.

Животное должно быть здоровым и полноценным (т.е. без увечий). Увечье или болезнь, по причине которых жертвоприношение не принимается, должны быть явно выражены. Передается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал перед сподвижниками и сказал: «Не дозволено приносить в качестве Жертвоприношения четыре типа животных: одноглазое животное, увечье которого очевидно; больное животное, болезнь которого очевидна; хромое животное, хромота которого очевидна. И истощенное животное, слабость которого очевидна» . Ахмад, Абу Дауд.

Непригодными для жертвоприношения являются следующие животные: больное, слепое на один или оба глаза, без ушей или с высохшим выменем. Нельзя приносить в жертву животное с выбитыми зубами. Если у животного отрезана одна треть хвоста, ушей или курдюка, то оно не пригодно для жертвоприношения. Разрешается жертвовать животное с продырявленным или разорванным ухом, животное со сломанным рогом, но все же это делать нежелательно.

Разрешается приносить в жертву безрогое животное, а также животное, которое кастрировано. Это не считается их недостатком.

От одного человека следует принести в жертву одну овцу или барана, козу или козла. Семь человек могут участвовать в жертвоприношении быка или коровы. В «къурбане» от семерых человек может участвовать меньшее, но не большее, чем семь, количество людей.

Желательнее всего, когда человек сам закалывает свое жертвенное животное, но дозволяется поручить заколоть жертвенное животное другому человеку. Тот, кому поручили принести жертвенное животное, следует заколоть его от имени его хозяина, сказав: «Бисми-Ллях, о Аллах, прими от такого-то» .

Совершающему жертвоприношение следует произнести имя Аллаха над животным во время жертвоприношения: «С именем Аллаха» « Бисмилля» . Можно при закалывании так же сказать: «Аллах Велик! О Аллах, это от Тебя и для Тебя, прими же от меня». « Аллаху Акбар. Аллахумма инна хаза минка уа ляка фатакаббаль-минни».

Необходимо для жертвоприношения присутствие намерения. Намерение делается в себе, т.е. оно не произносится, человек просто осознает, намеревается, что будет совершать данное действие. Так животное, которое покупается уже заколотым и разделанным, не засчитывается в качестве жертвоприношения. Потому, что намерение жертвоприношения отсутствовало во время закалывания. Ведь мясник не брал намерения ни за себя, ни за кого-то, что он закалывает животное в качестве жертвоприношения. Поэтому это считается обычным мясом и жертвоприношением не считается.

В соответствии с Сунной человеку достаточно зарезать одну овцу в качестве жертвы от своего имени и имени своих домочадцев. В категорию членов семьи, за которых можно совершить жертвоприношение, входят все члены его семьи, находящиеся на его содержании: жена, дети, мать или отец, внуки.

Время жертвоприношения начинается после праздничного намаза, приуроченного к празднику Жертвоприношения в той местности, в которой вы находитесь. Резать животное до намаза нельзя, так как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто зарезал до намаза, то это лишь мясо, преподнесенное своей семье, и не является «къурбаном ». Муслим. То есть это не является жертвоприношением, за которое обещана награда.

Заканчивается же время жертвоприношения с закатом солнца тринадцатого числа месяца Зуль-Хиджа. Выходит, что мусульманин желающий совершить жертвоприношение может сделать это в день праздника или же в день первый, второй или третий после дня праздника. Жертвоприношение лучше совершить днем, но разрешается сделать это и в ночное время суток.

Человеку и членам его семьи желательно поесть из жертвенного мяса - «къурбана». Правильно оставить часть про запас, часть раздать бедным и нуждающимся в качестве милостыни, а третьей частью угостить родственников и соседей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на недозволенность продавать какую-либо часть жертвенного животного. В хадисе говорится: ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть». Муслим. Поэтому улемы (ученые) единогласны в том, что мясо жертвенного животного нельзя продавать, так же обстоит дело и с его шкурой. Некоторые ученые говорят, что если человек желает продать, например, шкуру или конечности, голову жертвенного животного то он может это сделать, но с условием, чтобы он отдаст эти деньги в качестве садакъа (милостыни). Мяснику же можно дать плату, но не с жертвенного животного.

Вышесказанное указывает на сунну (желательное) раздать шкуры жертвенных животных в качестве милостыни. Кроме того, благотворительным фондам или же организациям дозволяется продавать шкуры жертвенных животных и расходовать полученные средства на помощь нуждающимся.

Важным правилом для человека, желающего совершить жертвоприношение, является следующее: не следует подстригать ногти, бриться и укорачивать волосы с начала месяца Зуль-Хиджа до тех пор, пока не будет принесена жертва. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Это положение относится как к мужчинам, так и к женщинам, и это веление, по утверждению некоторых ученых, содержит в себе обязательный характер, а не желательный. Если же человек намеренно удаляет что-либо из своих волос или ногтей, то он должен просить Аллаха о прощении, однако его Жертвоприношение является действительным.

Кости жертвенного животного, а также животного приносимого в жертву по поводу рождения ребенка (акика), не надо закапывать: на это нет указаний в Исламе. С ними можно поступать так же, как и с другими костями: выбросить или скормить собакам, и в этом есть благо. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждой влажной печени тебе награда». Бухари. То есть, Аллах награждает верующего за его любое благодеяние по отношению к любому существу – даже к животным, а собака – это представитель животного мира.

Дорогие братья и сестры, праздник Къурбан-Байрам напоминает нам о том, что все мусульмане должны помогать и поддерживать друг друга, особенно в праздничные дни. Жертвоприношение помогает нам приблизиться к Аллаху, искупить грехи, а также выразить нашу благодарность Аллаху за все Его дары. Укрепляйте свою веру, и Аллах (свят Он и велик) поможет вам и вознаградит вас!

Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха и до праздничного намаза , мусульмане громко читают такбир. Такбир читают и в мечетях , и дома , и на улице, и на площадях – везде.

Такое повсеместное громкое чтение такбира в оба дня ида (Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр) является признаком того, что данный населённый пункт (село, город) является мусульманским .

اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ اَلله اَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله وَالله اَكْبَرْ الله اَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ

الله اكبر الله اكبر الله اكبر ألله اَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд (три раза).

Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила».

Кроме того, такбир читается и после каждого намаза – сразу по его завершении, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), начиная после вечернего намаза дня Арафа и заканчивая предзакатным намазом последнего дня Ташрика, то есть 13-го числа.

Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением. Для жертвоприношения можно использовать верблюдов , коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу – только за одного мусульманина . Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову. Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.

Салят уль-ид – праздничный намаз

Ид-намаз совершается так же, как и в день Ураза-байрам . Кто не знает, как совершается праздничный намаз , пусть совершит хотя-бы обычный намаз-сунна в два рака‘ата, с намерением совершить праздничный намаз. Но так, как такая возможность появляется в год один раз, нужно постараться не пропустить ее, а если пропустил, то даже возместить, как пропущенную. Не составляет исключение и для того, кто в пути.

В начале ид-намаза, произносят «Аллаху акбар» одновременно мысленно проговаривая намерение (нийят) : «Я намереваюсь совершить двухракаатный намаз-сунна по случаю праздника Курбан-байрам , во имя Аллаха ».

Затем, кто знает, пусть прочтет «Ваджахту». После этого в первом рака‘ате 7 раз произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки на уровень ушей. После каждого «Аллаху акбар», за исключением последнего, произносят:

سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ

После последнего «Аллаху акбар» читают суру «аль-Фатиха ». Во втором рака‘ате «Аллаху акбар» читают 5 раз. После праздничного намаза имам произносит праздничную проповедь.

Время жертвоприношения

Самое лучшее время для жертвоприношения наступает десятого числа месяца Зуль-хиджа , по прохождении времени совершения двух ракаатов намаза и хутбы, когда солнце поднимется на размер копья, приблизительно на размер семи локтей. Это время сохраняется до захода солнца последнего дня Ташрика, т. е. 13 числа Зуль-хиджа .

Как резать

Перерезать необходимо всё горло и пищевод. Желательно тому, кто режет жертвенное животное, проявлять к нему жалость, не тащить грубо на место забоя. На землю его нужно класть осторожно, не туго затянув ноги, правую оставив несвязанной. Нож следует точить так, чтобы животное не видело. Не режьте его в присутствии других животных, особенно его детёнышей. Нож должен быть наточен так, чтобы хватило одного раза провести по горлу. Во время принесения жертвы необходимо воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он покорил нам животных, и за Его великие блага («Шархуль Мафруз», стр. 577).

Также желательно мужчине самому зарезать жертвенное животное или присутствовать, когда его уполномоченный приносит жертву. Желательно также до принесения жертвы произнести три раза такбир словами: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд» . Затем желательно произнести «бисмилля». Не произнести «бисмилля» в Киблы , прочитать дуа: «Аллагьумма гьаза минка, ва иляйка, фатакьаббаль минни» («Сунануль Кубра лиль Байхаки», № 9/286).

Что делать с мясом?

Самым ценным является, оставив немного для себя и своей семьи , отдать всё мясо бедным. Себе лучше оставить печень, следуя за Пророком (мир ему и благословение) , который ел её из мяса жертвенного животного, как об этом передаётся в «Сунануль Кубра Лиль Байхакий» (3/283). Если не получается полностью раздать, то сунной является не оставлять себе больше 1/3 части туши. Также сунной является не меньше 1/3 от жертвоприношения раздать как милостыню. Мясо необходимо раздать в сыром виде. Недостаточно отдавать в милостыню жареное, варёное мясо, жир или курдюк, печень, селезёнку. Шкуру жертвы нельзя (харам) продавать. Курбан не режут за кого-то без его разрешения, даже если этот человек умер. Но такие учёные, как Каффал и Убади бин Абул Хасан, говорят, что за умершего родственника можно резать, но всё мясо нужно раздать («Нихаятуль Мухтадж», № 8/144).

Когда жертвоприношение становится обязательным?

Обязательным жертвоприношение становится, если кто-либо сделал назру, т. е. обязался резать или назвал какое-то животное своим курбаном. Например, если сказал, что этого барана будет резать в Курбан-байрам , то это становится обязательным курбаном («Хаваши Ширвани», № 9/356). В таком случае мясо обязательно нужно раздать полностью. Для того чтобы жертвоприношение не стало обязательным, необходимо использовать слово «желательное» , то есть сказать, указывая на животное: «Это мой желательный курбан».

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику, его семье, и тем, кто следует по его пути до Судного Дня.

Ид аль-Фитр происходит в конце месяца Рамадан, в первый день 10-го месяца исламского лунного календаря. Это — один из двух главных праздников ислама и отмечается всеми мусульманами во всем мире. После нескольких дней и ночей преданности, поклонения, дней поста, ночных молитв, наступление Ид аль-Фитр дает нам повод того, чтобы быть переполнеными радостью и счастьем. Духовно подзарядившись во время благословенного месяца Рамадан, мусульмане получают стойкость встречать проблемы жизни с сердцами, полными веры и душой, которая наполнена решимостью и силой. Это день, который подводит итог уникального исламского взгляда на жизнь: жизнь, которая сосредотачивается вокруг Всевышнего Аллаха и ставит под контроль свои удовольствия. Это день благодарности и благодарения, духовного обмена и единства, радости и счастья. Мы хотим предложить Вам информацию о значении данного праздника для каждого мусульманина, а также какой этикет и правила присущи этому особенному дню.

Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Значение праздника (видео)

Значение Ид аль-Фитр

Ид аль-Фитр является днем блага и благословения для всех постящихся мусульман, так как им обещана большая награда от Всевышнего Аллаха для всех, кто правильно соблюдал пост. По окончанию Рамадана мусульмане выражают свою благодарность Аллаху, который позволил им соблюдать пост, и в то же время, предоставил им изобилие в течение этого благословенного месяца. Ид аль-Фитр, следовательно, это — день радости, актов поклонения, благодарения Аллаха, сотрудничества, солидарности, братства, единства и духовности. Во время месяца Рамадан, Аллах дает нам испытание. В конце месяца приходит большое чувство удовлетворения, приближения к Всевышнему. Это — радость духовной реализации. Это — время для празднования, а не время для того, чтобы заниматься оскорблениями, использовать других или отвлекаться от достижений месяца Рамадан. Это — день настоящего счастья и радости.

Когда Абу Бакр (да будет Аллах доволен им Аллах) вошел в дом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в день Ид, он обнаружил двух молодых девушек, которые играли музыку и пели. Абу Бакр (да будет Аллах доволен им Аллах) спросил их:

«Почему вы делаете это в доме Пророка?» Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бакру (да будет Аллах доволен им), чтобы он оставил их, так как Ид аль-Фитр — это день веселья и радости.

Для нас важно, чтобы наша молодежь и наши соседи понимали, что наша религия не является обременительной, скучной и не находится только в области запретов. Мы должны показать, что Ислам — это путь умеренности, терпимости и красоты, а также обмена радостью в соответствующие моменты.

Празднование Ид аль-Фитр начинается рано утром с коллективного поклонения. Это действо проходит, как правило, на большом открытом месте в котором. После молитвы лидер молитвы (имам) читает короткую проповедь и люди начинают приветствовать друг друга. Остальная часть церемонии, как правило, проводятся в частном порядке с семьей и друзьями.

Значение Ид аль-Фитр заключается в том, что это день благодарения Аллаху за предоставленную возможность мусульманам пользоваться и наслаждаться благословениями месяца Рамадан.

Правила Ид аль-Фитр

  1. Пост в день Ид аль-Фитр — это харам (запрещеное действие). Это следует из хадиса Абу Саида аль-Худри (да будет Аллах доволен им Аллах), в котором он заявил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) запретил соблюдать пост в следующие два дня: в день Разговения и в день Жертвоприношения» (Муслим)
  2. Праздничная молитва. Некоторые из ученых ханафитского мазхаба заявляют, что праздничная молитва являются ваджиб (обязательной). Некоторые ученые ханбалитского мазхаба говорят, что праздничная молитва — это фард Кифайа (достаточный для исполнения некоторыми мусульманами, в то время как другие освобождаются от ответственности за невыполнение предписания). Третья группа (маликитский и шафиитский мазхаб) говорит, что молитва Ид — это Сунна Муаккада (Сунна, которую постоянно выполнял пророк).
  3. Отсутствие дополнительных молитв до либо после молитвы Ид. Ибн Аббас сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал день Ид с молитвы в два ракята, без дополнительных молитв до или после. Это тот случай, если молитва совершается на открытом месте. Однако, если люди совершают праздничную молитву в мечети, то они должны совершить еще два ракята молитвы Тахият Аль-Масджид (молитва приветствия мечети).
  4. Посещение праздничной молитвы женщинами. В соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждому настоятельно рекомендуется принимать участие Ид молитве и сотрудничать друг с другом в благочестии и богобоязненности. Во время менструации женщина не должна бросать поминание Аллаха или оставлять места поиска знаний и поминания Аллаха. Однако, следует отдаляться от места совершения молитвы в этот период. Безусловно, женщины не должны выходить на улицу без хиджаба.

Этикет Ид аль-Фитр

1. Гусль (большое омовение). Одной из хороших манер мусульманина на Ид аль-фитр, состоит в том, чтобы принять ванну, прежде чем отправиться на молитву. Было сообщено, что Саид ибн Джубайр сказал: «Три вещи являются сунной на Ид аль-Фитр: посетить праздничную молитву, принять ванну, поесть перед выходом на улицу».

2. Завтрак перед тем, как отправиться на молитву. Не стоит выходить на праздничную молитву перед едой. Согласно хадису Аль-Бухари, которому передал Анаса ибн Малика, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил утром на празднование Ид аль-Фитр, пока он не съел несколько фиников нечетного числа». С другой стороны, на Ид аль-Адха, рекомендуется) не принимать пищу, пока не закончится молитва. После этого следует есть мясо жертвенного животного.

3. Такбир в день Ид аль-Фитр. Это одна из великих сунн праздничного дня. Аль-Даракутни и другие передавали, что когда Ибн Умар выходил на Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха, он постоянно произносил такбир, пока не достигал места молитвы и он продолжал произносить его, пока не пришел имам.

4. Поздравления друг друга. Люди могут обмениваться праздничными поздравлениями в любой форме. Например, они могут сказать друг другу «ТакабалЛаху миннаа уа минкум!» (да примет Аллах от нас и от вас наши добрые дела). Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), когда люди встречали друг друга в день Ид, они говорили: «ТакабалЛаху миннаа уа минкум!» (Ибн Хаджар)

5. Ношение лучшей одежды. Джабир (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одевал джубба (плащ), который он носил на Ид аль-Фитр и по пятницам». Аль-Байхаки сообщил, что Ибн Умар носил его лучшие одежды на Ид, так что мужчины должны носить свою лучшую одежду, когда они выходят на Ид.

6. Изменение маршрута по возвращении с праздничной молитвы. Джабир ибн Абдулла (да будет Аллах доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), использовал разные маршруты в день Ид, для того, чтобы попасть на молитву Ид и вернуться с нее. (Аль-Бухари)

Рамадан подошел к концу. На наших глазах слезы и наши сердца полны печали из-за окончания Рамадана — месяца Корана, месяца милосердия, месяца единения, месяца прощения, месяца свободы от огня. Тем не менее, мы должны продолжать делать добрые дела и после Рамадана так как Господь Рамадана является Господом всего года.

Практически в каждой стране люди отмечают те или иные праздники, которые могут быть международными, национальными, религиозными, местными и так далее.

В мусульманском мире тоже имеются свои особенные торжественные дни, и некоторые из них напрямую связаны с исламской религией. Однако из-за наличия в исламе множества различных течений и правовых школ, некоторые праздники могут признаваться таковыми в одних общинах и не отмечаться - в других.

Лишь 2 праздника считаются общими для всех мусульман - это праздник разговения (Ид аль-Фитр, Ураза гает, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан гает, Курбан-байрам). На это указывает хадис Посланника Всевышнего (с.г.в.), гласящий: «Воистину, Творец заменил их (доисламские праздники - прим. IslamGlobal ) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (приводит Абу Дауд).

Остановимся на этих торжественных датах подробнее.

Как отмечается Ураза-байрам

День разговения (Ураза-байрам) - праздник, отмечаемый мусульманами по случаю окончания , который соблюдается верующими в Священный месяц Рамазан. Он приходится на первый день месяца Шавваль (в 2019 году - 4 июня) и продолжает отмечаться ещё два дня.

Элементы праздника следующие:

1. Выплата фитр-садака

На протяжении месяца Рамазан правоверные выплачивают специальную милостыню - она служит своеобразным актом материальной поддержки нуждающихся и способом очищения от маленьких грехов, которые были совершены в течение священного месяца ислама. В хадисе говорится: «Посланник Всевышнего обязал раздавать закят уль-фитр как средство очищения от скверных и пустых слов для постящегося, а также как угощение для нуждающегося» (Абу Дауд).

Отсюда следует, что тем, кто не пожертвовал на протяжении Рамазана, надлежит выплатить её в День разговения, однако совершить это нужно до начала праздничной молитвы.

2. Праздничная молитва (гает-намаз)

Важнейшим событием этого дня для верующих должно стать совершение праздничного намаза. Время его совершения наступает приблизительно через полчаса после восхода солнца и завершается в момент нахождения солнца в зените.

В то же время в среде мусульманских богословов имеется разброс мнений относительно необходимости совершения данной молитвы. Одни мусульманские учёные относят это к категории необходимых деяний (ваджиб), другие же полагают, что выполнение ид-намаза желательно (суннат).

Кроме того, богословы разошлись во взглядах и насчёт возможности индивидуального совершения данной молитвы. Одни уверены, что читать праздничный намаз дозволено только с джамаатом, то есть коллективно, другие же полагают, что его совершение допускается и индивидуально.

При этом все мусульманские учёные едины во мнении, что от коллективного чтения ид-молитв в мечетях освобождаются следующие категории людей:

- женщины, которым праздничный намаз лучше совершить дома и в индивидуальном порядке;

- несовершеннолетние (с исламской точки зрения), то есть дети, не достигшие полового созревания;

- путники - ими, согласно Шариату, признаются люди, отдалившиеся от дома на расстояние более 87 км и на срок не более 15 суток;

- недееспособные как физически, так и душевно больные люди.

Перед праздничной молитвой мусульманам надлежит очиститься путём совершения полного омовения (), одеть чистую и красивую одежду и надушиться благовониями.

Сам праздничный намаз в целом схож с любым иным намазом, хотя и имеет свои отдельные особенности. Молитва состоит из двух ракаатов, в каждом из которых верующие совершают по 3 такбира. А в первом ракаате за прочтением суры , как правило, следует сура «Высочайший».

Кроме того, правоверные в этот день обычно навещают родственников, совершают благие дела, раздают милостыню, посещают могилы своих покойных родных и близких и т.д.

Как провести Курбан-байрам

Вторым по счёту, но не по значению, в исламском вероучении идёт праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-байрам). Его отмечают десятого числа месяца Зуль-Хиджа (в 2019 году он приходится на 11 августа) - спустя 70 дней после праздника разговения. В этот день мусульмане начинают совершать курбан в знак благодарности своему Создателю за те блага, коими Он их наделил. Само жертвоприношение может длиться до четырёх дней (см. ниже).

Ид аль-Адха включает следующие религиозные обряды:

1. Совершение праздничного намаза

Аналогично Дню разговения, верующие в Ид аль-Адха совершают праздничный намаз, который не имеет никаких отличительных особенностей от намаза, совершаемого в Ид аль-Фитр.

2. Жертвоприношение

Основное же событие Курбан-байрама - это, безусловно, сам обряд жертвоприношения. Совершение его в этот день восходит ко временам Пророка Ибрахима (а.с.), когда Аллах ниспослал тяжелейшее испытание, а именно - приказал ему принести в жертву своего старшего сына, Пророка Исмаила (а.с.). Убедившись, что Ибрахим (а.с.) готов с достоинством пройти данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу зарезать в качестве жертвы барана. В сборнике хадисов от Абу Дауда даже можно встретить изречение Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Жертвоприношение - это сунна Пророка Ибрахима».

Обряд жертвоприношения в Ид аль-Адха входит в число наиважнейших видов поклонения Единому Богу. Ведь в Своём Откровении Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Однако в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения жертвоприношения. Одни относят это к категории необходимых действий (ваджиб). И в качестве довода приводят вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят жертвоприношение в Курбан-гает к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис: «Пусть тот, кто желает совершить жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (Муслим). В данном случае эта часть учёных заостряет внимание на словах «кто желает совершить жертвоприношение…», что, на их взгляд, прямо указывает на желательный характер данного обряда.

Совершить курбан верующие могут как в 10-й день месяца Зуль-Хаджа, так и в последующие три дня, именуемые днями ташрика, которые так же считаются праздничными днями.

Добавим, что в Курбан-байрам, как и в день празднования Ид аль-Фитр, правоверные посещают своих родственников, усердствуют в совершении благих дел, раздают милостыню и т.д.

Данный праздник и жертвоприношение, совершаемое во время него, как и обязательный налог-закят, и праздничные молитвы, стали частью религиозной практики мусульман во 2 году хиджры.

Аяты из Корана о Курбан-байраме:

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.] Это для того, чтобы вы поняли: Бог знает все то, что на небесах, и все то, что на Земле. Он обо всякой вещи сведущ» ();

«Сделали Мы [говорит Господь Миров] жертвенное животное (верблюда и верблюдицу) [а также быка и корову, заклание каждого из которых производится от семи человек, в отличие от баранов и овец, которые лишь от одного] обрядом, в нем благо для вас [мирское и вечное]. Упоминайте над ним имя Бога [при заклании]. [Если производите данный процесс над верблюдами] оставьте их стоящими на ногах [лучше на трех ногах] . И когда [после выхода основной части крови] они упадут [когда очевидно, что животное испустило душу, можете начать разделывать тушу], а полученным мясом как сами питайтесь, так и накормите бедного, который не попросит [довольствуясь имеющимся малым], а также просящего. Поймите же, Мы подчинили их [домашний скот , да и всех животных] на службу вам [к примеру, те же самые верблюды, несмотря на их силу и мощь, смиренны во время смертельного для них процесса], будьте же благодарны [за это Творцу, заложившему определенные законы и закономерности в природе]» ();

«Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» ().

Некоторые хадисы о Курбан-байраме:

«Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения - это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» ;

«Посланник Господа принес в жертву двух рогатых баранов. Ногами он упирался им в бок. Сказав «бисмил-ляхи, аллаху акбар», он принес их в жертву своей рукой» .

Возвеличивание Всевышнего во время праздничных дней

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща.

«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа . Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. ) .

Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть , и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:

Транслитерация:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ .و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ.

Перевод:

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление» .

Ответы на вопросы о Курбан-байраме

Как отмечают этот праздник?

Этот день обычно является выходным. Люди стараются приглашать гостей и навещать близких, родных.

Кстати, словом «курбан» в мусульманской традиции (как и в иудейской) именуется все то, что приближает человека к Богу. В данный же праздник - это ритуальное заклание животного, подразумевающее духовное обращение к Творцу.

С чем связана эта традиция?

Она напрямую связана с событием, произошедшим с пророком Авраамом. Божественным Откровением ему было велено принести в жертву своего сына Исмаила (Измаила), который родился у Авраама к глубокой старости (в 86 лет) и был по земным меркам чудом: у столь пожилых родителей дети обычно не рождаются. Несмотря на всю любовь к ребенку, святость его и долгожданную поддержку в глубокой старости с его стороны, Авраам, обсудив Божье повеление с сыном, покорно согласившимся с ним, пришел в назначенное место. Когда все уже было готово, раздался голос: «Поистине, это - очевидное испытание! [Ты успешно преодолел его]» . Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Аврааму было даровано благополучное рождение второго сына - Исхака (Исаака) .

В чем гуманистический смысл?

Этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется. А животный мир - на покорной службе у людей, что подразумевает и использование его по назначению, и опеку, и охрану окружающей среды.

Какие ритуалы необходимо провести?

От одной семьи (от одного семейного бюджета) произвести заклание одного барашка. Время: сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня (по мнению богословов-шафиитов - четвертого дня). Наилучшим является первый день.

Сколько дней длится данный праздник?

Четыре дня.

В чем состоит обязанность верующего в этот праздник?

В том, чтобы найти в своей сущности (просторной, местами темной и непроглядной) клад под названием «набожность», а это значит сторониться явно запретного (спиртное, прелюбодеяние; ложь, клевета) и выполнять обязательное в меру сил и возможностей (постоянство в благом, помощь слабым; молитва, пост, закят). Это сокровище, если найдем его в себе, серьезно обогатит нас, поможет гармонично и счастливо жить, особенно в периоды потрясений и невзгод.

В Коране сказано:

«[Уразумейте!] До Аллаха (до Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас [а потому важно состояние души, настрой, а не то мясо, которое вы сами же и съедите]. Подобным образом [как видите вы это воочию] оно [животное, предназначенное для заклания] подчинено вам [спокойно и смиренно перед происходящим, причем по обыкновению является для вас источником мяса, шкуры]. И это [в том числе] ради того, чтобы вы [временами приостанавливаясь в своих нескончаемых заботах либо активизируясь в периоды безразличия, лени и ничегонеделания, взглянули вокруг, вдохнули полной грудью] и возвеличили Творца за тот верный путь, по которому Он предоставил вам возможность идти.

[В этом быстротечном потоке жизни, неуклонно приближающем вас к смерти] обрадуй благородных [кто является таковым в своих делах и поступках. Радостная весть им о счастье мирском и райской обители в вечности]» ().

Предпраздничный день также примечателен. Что лучше делать в этот день?

Предпраздничный день - это день стояния на горе Арафат. Для всех, кроме паломников, полезно поститься, ведь воздаяние за пост в этот день столь велико, что нейтрализует мелкие прегрешения двух лет .

В котором часу совершается праздничная молитва?

Совершается она приблизительно через 40 минут после восхода солнца.

Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Большая часть авторитетных мусульманских ученых, среди которых и богословы-ханафиты (Абу Юсуф и Мухаммад), и богословы-шафииты, говорили о том, что принесение животного в жертву во время праздника жертвоприношения является желательным (сунна муаккяда). Абу Ханифа, Зуфар и аль-Хасан из числа ученых ханафитского мазхаба заявляли, что это обязательно (ваджиб) .

Под наличием необходимых материальных средств богословы-ханафиты подразумевают материальное состояние человека, на которого распространяется требование выплаты закята . Богословы-шафииты считают, что, кто имеет средства для себя и своей семьи на четыре праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву .

Каковым должно быть намерение?

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), когда приносил в жертву барана с именем Творца на устах, вознося Ему хвалу , с намерением приблизиться (курба) к Богу говорил: «О Аллах! Это от Мухаммада и семьи его» .

Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Желательно (сунна) сделать это самому : проговорить намерение, сказать «бисмил-лях, аллаху акбар» и перерезать основные артерии. При полном отсутствии умения и опасении верующий может попросить об этом другого, но с тем условием, чтобы сам он присутствовал во время жертвоприношения. Пророк Мухаммад, когда приносил от имени своей дочери Фатимы в жертву барана, попросил ее присутствовать во время обряда: «Постой и посмотри на свое жертвенное животное. Воистину, будут прощены тебе все твои прегрешения с падением первой капли крови его» . В случае, когда и присутствовать нет никакой возможности, человек проговаривает намерение, передает стоимость жертвенного животного и просит, чтобы от его имени принесли его в жертву.

Если совершающим жертвоприношение является женщина, то желательным (сунной) для нее является попросить кого-либо из мужчин принести в жертву животное от ее имени .

Каким должно быть жертвенное животное?

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы в возрасте года и старше.

Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов .

Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность .

Мы знаем, что одна корова может быть принесена в жертву семью людьми или семьями. Возможно ли одним из этих семи считать покойного? Если да, то будет ли ему польза от этого?

Богословы-ханафиты говорят о допустимости подобного. В случае если жертвоприношение совершают дети покойного, вероятность пользы для него максимальна. Если это делают друзья или родные покойного, которые считают его седьмым, то также не исключено зачисление вознаграждения в его пользу в вечности . Богословы-шафииты считают совершение жертвоприношения от имени умершего невозможным, кроме случая, когда тот попросил об этом в своем завещании .

Отвечая на вопрос относительно возможности раздачи стоимости жертвенного животного в качестве милостыни без непосредственного жертвоприношения, один из современных богословов замечает: «Раздача стоимости не приветствуется, так как замена жертвоприношения на выплату стоимости жертвенного животного может привести к потере и преданию забвению одной из сунн (желательных действий), которая соблюдалась еще со времен самого пророка Авраама. Однако если жертвоприношение совершается от имени покойн ого с тем, чтобы вознаграждение засчиталось ему, и происходит это там, где большое количество людей совершают жертвоприношение, то раздача стоимости жертвенного животного бедным и неимущим допустима» .

Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?

Время для его совершения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается оно незадолго до захода солнца третьего дня . Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток . Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари .

Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?

Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует .

Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?

Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния .

Слышал, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, не должен стричь ногти и волосы, так ли это?

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» . Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости .

Достаточно ли с семьи принести в жертву одного барана?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к верующим: «О люди! Одной семье раз в год необходимо принести в жертву одного барана» . Также передается, что ‘Ата ибн Ясар спросил у сподвижника пророка Мухаммада Абу Айюба аль-Ансари о том, как именно во времена Посланника выполнялось жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, на что тот ответил: «Во времена Пророка мужчина приносил в жертву [в праздник Курбан-байрам] от себя и своего дома (своей семьи) одного барана. Мясо они ели сами и угощали им других. Это продолжалось до тех пор, пока люди не начали хвастаться друг перед другом и пришли к тому, что ты можешь наблюдать сегодня» . Есть некоторые мнения о том, что можно приносить в жертву по одному барану от каждого члена семьи, однако достаточным считается заклание одного барана от одной материально способной на это семьи раз в год. И делается это в один из дней праздника жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

Известный мухаддис аш-Шавкяни говорил по этому поводу: «Сутью и истиной в данном вопросе является указанная в Сунне достаточность одного барана с семьи , если даже она будет состоять из ста человек и более» .

Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло, считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?

Если животное умерло своей смертью, то его хозяин ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то обязан выполнить данный пред Богом обет, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения .

Что делать со шкурой жертвенного животного?

Что делать со шкурой жертвенного животного в условиях Москвы? Можно ли просто оставить ее на бойне? Магомед.

Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно [жертвенное животное] не засчитывается [как жертвенное]» . Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь . Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни .

Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику [принесшему ее в жертву] какую-либо часть животного [в качестве оплаты труда]» .

Что касается условий Москвы либо иного другого города Российской Федерации или СНГ, то можно оставить шкуру на бойне, не претендуя при этом на скидку из-за нее, а передавая безвозмездно.

Не нарушает ли обряд заклания выявление беременности жертвенного животного. Что делать с зародышем?

Обряд жертвоприношения не нарушается. Зародышу также перерезают основные артерии, но не употребляют в пищу, а закапывают .

В течение какого времени нужно использовать мясо жертвенного животного?

Изначально Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) велел употреблять и раздавать все мясо за три дня, то есть не оставлять на продолжительное хранение. Однако в последующем это указание он отменил: «Мною было приказано употребить мясо в течение трех дней, однако теперь можете есть его, как пожелаете» .

На какое количество частей делится мясо жертвенного животного?

Мясо жертвенного животного делится на три части: одна - неимущим, вторая - на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества . Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено . Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего) .

Можно ли заниматься выращиванием баранов специально для продажи их в праздник жертвоприношения?

Производство того, что дозволено (халяль), и торговля им поощряемы в Исламе и являются одними из основных форм заработка.

В нашей семье каждый член вносит определенный существенный вклад в общий семейный бюджет, хотя все же половина расходов осуществляется за счет средств моих родителей. Я, моя сестра и ее сын живем с нашими родителями. Каждый из нас имеет свой собственный доход, часть из которого мы тратим на семейные нужды, как я отметила выше, а прочее - по своему усмотрению.

Следует ли нам приносить в жертву одного барашка от всей семьи или каждый должен заколоть барашка от своего имени? Подскажите, как поступить правильно?

Если у вас три самостоятельных бюджета (у каждого есть свои сбережения, накопления), и эти бюджеты в чем-то пересекаются между собой, тогда от каждого из них необходимо сделать жертвоприношение в установленные праздничные дни, если объем имеющихся средств соответствует упомянутым ранее критериям.

Можно ли на Курбан-байрам и другие исламские праздники дарить подарки, чтобы напомнить близким людям, особенно не соблюдающим каноны религии, о празднике? Иван.

Да конечно, можно и нужно.

Я слышал, что можно поститься десять дней перед Курбан-байрамом. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее (по ханафитскому мазхабу)? Бекболат, Казахстан.

Можно, но не более того. Главное - пост в день ‘Арафа. Подробнее см. в материалах «Курбан-байрам (кратко)» и «Дополнительные дни поста».

Как быть молодым семьям, которые, например, из-за отсутствия необходимых материальных средств, не могут соблюсти данный ритуал? Как им отметить и встретить Курбан-байрам? Зарина.

Создайте уютную праздничную атмосферу у себя дома, раздайте подарки своим детям и близким.

1. Сегодня мне сказали, что барашка нужно приносить в жертву только от одного человека, то есть если жена находится под опекой мужа, то муж может принести жертвоприношение и за себя, и за жену. Если же жена работает, то она сама должна купить барашка. Правда ли это?

2. Я живу одна, только закончила институт. Моя семья сейчас - это мои родители. Должна ли я отдельно приносить жертву, так как работаю и более-менее могу себя обеспечить?

1. Неправда, один курбан - от одной семьи, от одного семейного бюджета.

2. По мнению ученых ханафитского мазхаба, вам производить заклание жертвенного животного не нужно, достаточно будет, если ваш отец зарежет одного барашка от вашей семьи, включая вас.

Если по какой-то причине мусульманин не держал пост за день до праздника Курбан-байрам, то можно ли восполнить это? Может, нужно поститься в другие дни, после праздника например? А.

Нет, не нужно, этот пост не восполняется.

Какой намаз нужно совершать во время праздника Курбан-байрам шиитам?

Как шииты, так и сунниты совершают ранним утром этого дня праздничную молитву. Особых отличий в том, как она совершается, нет.

Мой зять хочет зарезать барана на Курбан за своего четырехлетнего сына. Будет ли это правильным? Альфия.

Главное - один курбан с одного семейного бюджета. Если ваш зять желает произвести заклание именно от имени своего четырехлетнего сына, то прямых канонических препятствий этому я не вижу.

Можно ли принести в мечеть на Поклонной горе деньги для Курбана (например, бросить в ящик в конверте с пометкой)? Для меня это очень актуально. У нас в городе с проведением заклания большие проблемы. Нужно найти животное, попросить человека, который сможет правильно все сделать. К тому же трудно найти мусульман, которым можно было бы раздать. Может быть, в мечети организованно отправляют деньги в сельскую местность, где есть нуждающиеся? Эльмира, г. Курск.

Если вы принесете в нашу мечеть, бросите в ящик с пометкой «Курбан» и указанием вашего имени, отчества хотя бы за неделю до праздника, то мы передадим эти деньги в одну из благотворительных организаций, которая занимается закланием и раздачей мяса нуждающимся. Если подобные мусульманские организации есть в вашем городе, тогда обратитесь к ним. Культура организованного заклания и раздачи мяса нуждающимся, например студентам, сиротам, инвалидам или пожилым людям, постепенно появляется в России. В других государствах такая практика была и есть.

Мы живем в Сургуте. Можем ли мы отправить деньги за барана в Дагестан, чтобы от нашей семьи зарезали барана и раздали нуждающимся? Здесь не знаем, кому раздать, а дома нуждающихся семей много. Арувзат.

Да, конечно же. Вы можете так поступить, главное - отправить деньги заблаговременно либо иметь соответствующую договоренность, чтобы процесс заклания был произведен именно в дни праздника.

Можно ли зарезать на Курбан бычка, которому чуть меньше двух лет? Билал.

Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы , а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды - пять лет и более; буйволы, быки и коровы - два года и более; бараны , овцы и козы - в возрасте года и старше.

Есть ли польза от крови жертвенного животного, зарезанного на Курбан-байрам? Ею у нас в Чечне мажут лоб, щеки, нос. Исмаил.

Для данного действия нет канонической обоснованности, а потому это можно отнести лишь к местной традиции.

Существуют ли нормы в шариате, предписывающие (рекомендующие) проводить обряд Курбан от имени пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Если нет, то откуда взялась эта традиция у российских мусульман? Sayar.

Норм, рекомендующих подобное действие, в мусульманских канонах нет. Когда и почему появилась эта традиция, не знаю. Предполагаю, что это является некой формой благодарности людей заключительному Божьему посланнику. Но практиковать подобное новшество нет никакой необходимости.

Есть намерение пожертвовать барашка (произвести заклание) в пользу детского дома. Существуют ли какие-то обряды или ду‘а по этому случаю? Даулет.

Специальных обрядов и молитв для данного случая нет. Процесс заклания вы производите как обычно от себя и своей семьи либо поручаете произвести его соответствующему фонду, после чего мясо будет передано детскому дому.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 818, 819, хадис 39–(1977); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Хакима и аль-Байхакы. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8554.

Если жертвоприношение относится к категории обязательного, например был дан обет (назр) пред Всевышним, что «если произойдет определенное событие, я принесу в праздник жертвоприношения в жертву животное», и это произошло, то человек обязан раздать все , включая шкуру, родным, близким и неимущим. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 140; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519.

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409.

Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2127; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328, 329.

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 139–141.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, хадис № 2128.

См.: Аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 409; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 6. С. 328.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 136, 137, хадис № 2128.

См.: Ан-Навави Я. Минхадж ат-талибин ва ‘умда аль-муфтин фи аль-фикх. С. 321; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 396.

Верблюды, буйволы, быки и коровы приравниваются к семи баранам, то есть в жертвоприношении одной коровы, например, может участвовать не более семи семей. Богословы-ханафиты уточняют: каждый из участвующих должен быть мусульманином и иметь намерение совершить жертвоприношение. Богословы-шафииты не категоричны в этом. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 5. С. 128; Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 519; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 404; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 6. С. 130; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2713.

Богословы-ханафиты допускают возможность заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого, на что они имеют обоснование из Сунны Пророка. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2723; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 2. Ч. 4. С. 408.

Богословы-шафииты считают, что козлы и козы приносятся в жертву, начиная с двух лет и более. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 6. С. 129.

Что еще почитать