Сценарий ко дню рождения маршака. Сценарий открытого мероприятия "125 лет со дня рождения С.Я.Маршака"

Ведущий:

Человек рассеянный

С улицы Бассейной…

Любой, услышав знакомые слова, улыбнувшись, обязательно продекламирует:

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Дети (хором):

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Ведущий: Конечно же, ребята, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь.

Игра «Составь слово»

Вам буквы выданы не зря,

Несложен их секрет.

Из них составьте вы, друзья,

На наш вопрос ответ.

Перу какого поэта принадлежат названные хором строки?

(Из 6 карточек, на которых написаны буквы, дети составляют слово «Маршак».)

Самуил Яковлевич Маршак – замечательный поэт, мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний.

Родился 3 ноября 1887 года на окраине Воронежа в доме при мыловаренном заводе братьев Михайловых, на котором работал мастером его отец – одарённый от природы человек, человек – самоучка, достигший высокого мастерства. В поисках настоящего дела ему часто приходилось переезжать с места на место. Но как бы не складывалась жизнь, он первый привил своим детям стремление к знанию, интерес и уважение к человеческому труду, ко всякому мастерству.

Книга была в этой семье любимым другом. Маленький Маршак рано полюбил стихи. С детских лет у него складывались уже свои вкусы и пристрастия. «Я любил в детстве смешное и героическое», — вспоминал поэт впоследствии.

Ребёнок (1):

Начинается рассказ:

В сто тринадцатой квартире

Великан живёт у нас.

На столе он строит башни,

Строит город в пять минут.

Верный конь и слон домашний

Под столом его живут…

Полон силы богатырской,

Он от дома до ворот

Целый поезд пассажирский

На верёвочке ведёт…

(«Великан».)

Ведущий: Сочинять стихи С. Я. Маршак начал с четырёх лет. К одиннадцати годам написал несколько длиннейших поэм и перевёл древнеримскую оду.

Эти первые литературные опыты поощрялись учителем гимназии. Именно под влиянием этого человека у Маршака и родилась страсть к поэзии, любовь к язык, стремление познакомиться с мировой поэзией и первые попытки переводить стихи иноплеменных авторов.

В дальнейшем судьба была щедра к мальчику, одарив его встречами с замечательными людьми русского искусства. Из провинциального захолустья подросток, как в сказке, был перенесён в северную столицу — Петербург, учился в одной из лучших гимназий, жил в доме, где бывали художники, писатели, артисты

Чтобы основательно изучить английский язык, заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, Маршак уезжает в Англию, где продолжает обучение. Чтобы слушать разговорную речь, совершал пешие прогулки по стране, слушает английские песни, живёт в лесной школе. Пребывание в Англии дало молодому поэту то подлинное знание языка, литературы, тот запас личных впечатлений, то своё особое ощущение страны, народа, без которых он не смог бы стать таким глубоким и проникновенным переводчиком английских поэтов!

Ребёнок (2):

Два маленьких котёнка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И выгнала из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

— Ну что? – она спросила. — Не ссоритесь теперь?

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.

Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном.

А вьюга до рассвета шумела за окном.

(Английская песенка «Котята».)

Ведущий: Летом 1914 года, перед самым началом первой мировой войны, С. Я. Маршак вернулся в Россию. В эти военные годы судьба столкнула его со множеством детей-беженцев, для которых писатель провёл большую работу по организации помощи. Так в Краснодаре Маршак организовал целый «Детский городок» — классы, мастерские, кружки и, в центре всего этого детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки.

Инсценировка сказки «Старуха, дверь закрой»

Входят старик и старуха. Старик ложится на диванчик, старуха начинает стряпать.

Под праздник, под воскресный день,

Пред тем, как на ночь лечь,

Хозяйка жарить принялась,

Варить, тушить и печь.

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

В распахнутую настежь дверь

Он залетал порой.

Старик:

Старуха, дверь закрой!

Старуха поворачивается к старику, руки в боки.

Старуха:

Мне только дверь и закрывать,

Другого дела нет.

По мне – пускай она стоит

Открытой сотню лет!

Старик садится.

Старик:

К чему ругаться меж собой,

Вести ненужный спор?

Я предлагаю, старая,

Такой вот уговор:

Давай-ка лучше помолчим,

А кто откроет рот

И первый вымолвит словцо,

Тот двери и запрёт!

Старуха:

Топтаться нечего напрасно,

С тобой я полностью согласна.

Старуха садится, затем они ложатся.

Проходит час, за ним другой.

Хозяева молчат.

Давно в печи погас огонь.

В углу часы стучат.

Вот бьют часы двенадцать раз,

А дверь не заперта.

Два незнакомца входят в дом,

А в доме темнота.

Появляются два незнакомца.

Незнакомец (1):

А ну-ка, есть ли здесь народ?

Кто в домике живёт?

Молчат старуха и старик,

Воды набрали в рот.

Незваные гости осматриваются.

Незнакомец (2):

Смотри-ка, вон в печи

Стоят два пирога.

Подходят к печке.

Незнакомец (1):

Да здесь ещё петух.

А рядом потроха.

Ставят на стол, садятся есть.

Незнакомец (2):

Ну, до чего вкусна еда.

Вот нам бы так всегда

Незнакомец (1):

Спасибо дому за обед,

Нам снова надо в путь.

Встают.

Незнакомец (2):

В дорогу дальнюю пирог

Ты взять не позабудь.

Берут пирог,идут к выходу, Незнакомец 1 разламывает пирог пополам, пробует.

Незнакомец (1):

Мне кажется, мой друг и брат,

Пирог немного сыроват.

Старуха:

Нет! Пирог мой не сырой!

Старик:

Старуха, дверь закрой!

Ведущий: Найдя своё настоящее дело в жизни, С. Маршак стал работать только для детей, чтобы книжки помогали учиться, расти, радоваться. Поэт хотел, чтобы его стихи воспитывали детей и те вырастали умными, честными добрыми, смелыми и просвещёнными людьми, чтобы книга помогала им жить.

Ребёнок (3):

…Побывал у них я дома,

Видел полку над столом,

Пятьдесят четыре тома

Там стояли за стеклом.

(«Книжка про книжки».)

Ведущий: В стихах Маршака так точно выбрано и поставлено в строку каждое слово, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов. Оттого так чёток, пружинист ритм стиха, и так легко и весело произносить вслух эти звонкие строчки.

Ребёнок (4):

Помчался

Не угнаться

За тобой!

Пятнадцать

Ты покатился

Не воротился…

Ведущий: Самуил Яковлевич всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он с малых лет подружил их с поэзией, с мажорной музыкой стиха, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова, с помощью которого можно отлично высмеять врага или вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать и даже рисовать цветные картинки мира.

Ребёнок (5):

Эта страница зелёного цвета,

Значит на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилёг.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт стрекоза…

(«Разноцветная книга».)

Ребёнок (6):

А эта страница – морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода…

(«Разноцветная книга».)

Ребёнок (7):

…Вот жёлтая страница –

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,

Несётся, как волна.

Неведомо откуда,

Неведомо куда

Бредут по ней верблюды –

Степные поезда…

(«Разноцветная книга».)

Ведущий: Самуил Яковлевич считал, что стихи позволяют увидеть многое по-иному, например…

Ребёнок (8):

Открываем календарь.

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

(«Круглый год».)

Ведущий: Жизнь Маршака – пример удивительной работоспособности, трудолюбия, сосредоточенности, настойчивости. Он не терпел пустого времяпрепровождения, не умел отдыхать; самым естественным и приятным для него было работать. С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. На больших листах крупным красивым подчерком Маршак писал статьи для газет и журналов, весёлые комедии для театра, загадки, песни, стихи и письма – ответы своим читателям.

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

(«Почта».)

Ведущий: Миллионы детей любят стихи поэта, запоминают их наизусть, а затем, став взрослыми, знакомят с ними своих детей.

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не киска!

Ребёнок (9):

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

(Из цикла «Детки в клетке».)

Ведущий: Ребята, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию загадки, составленные по произведениям С. Я. Маршака.

Есть одна игра для вас.

Я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно, отвечайте.

От меня помчался вскачь

Мой весёлый, звонкий… (мяч).

В зоопарке у зверей

Кто обедал? (Воробей.)

Обучить медведя стирке

Очень сладко ты поёшь!

Отвечает ей спросонок

Глупый маленький… (мышонок).

Кто совсем не хочет мыться,

Убегает из корытца.

А в углу за сундуком

Моет лапку языком?

Серый и усатый…

(Котёнок полосатый).

Я учиться не хочу.

Сам любого научу.

Я – известный мастер,

Мастер — … (ломастер).

Вот гвоздь,

Вот подкова.

Раз, два —

И готово!

Не хромает жеребец.

Подковал его … (кузнец).

Спать кто-то не хочет,

Приляжет и вскочит,

Одеяла все – прочь,

И стоит он всю ночь.

Ах, бедные няньки

У… (Ваньки – Встаньки).

Вечно делает не то,

Но известен всем зато

С улицы Бассеянной…

(Человек рассеянный.)

Газеты, письма и журналы –

Все по адресам,

Рано утром, спозаранку,

Он разносит сам.

Это он, это он …

(Ленинградский почтальон.)

Ведущий: Вы, ребята, хорошо знаете стихи Маршака, поэтому без особого труда разгадаете кроссворд.

По горизонтали:

1. Смотала старушка

(Клубок) для чулок,

А пудель тихонько

(Клубок) уволок.

2. Открываем календарь

Начинается … (январь).

3. Встречаясь на всех перекрёстках,

Бегут фонари через … (мост).

А небо над городом — в блёстках

Далёких, чуть видимых звёзд.

4. Старушка сказала:

Открою буфет

И косточку пуделю

Дам на … (обед).

5 Вот тёмно-красная божья … (коровка) ,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

6. Словом, каждый старый том

Отыскал свой новый … (дом) .

По вертикали:

7. Это снежная страница.

Вот прошла по ней … (лисица),

Заметая след хвостом.

5. Стала петь мышонку … (кошка):

— Мяу, мяу, спи, мой крошка.

8. За обедом, за обедом

Не болтаем мы с соседом,

Забываем обо всём

И жуём, жуём, жуём.

Это трудная … (работа)

Щёки лоснятся от пота.

9. Вы любите, ребята,

Пересыпать песок.

В руках у вас лопата,

Ведёрко и … (совок).

10. Охотник, не мигая,

С неё не сводит глаз.

Вот-вот она умчится,

А вместе с ней … (алмаз).

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы все сегодня отлично поработали.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

СЦЕНАРИЙ

Библиоурок

К юбилею С.Я.Маршака

Цель:

В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

Пробудить интерес к его творчеству;

Учить воспринимать содержание произведений;

Прививать интерес к чтению книг;

Развивать воображение, мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские способности;

Воспитывать милосердие, трудолюбие.

Оформление: портрет С. Я. Маршака, книжная выставка с произведениями писателя, презентация книг, по ходу мероприятия стенд с рисунками к стихотворениям Маршака, видеоряд на стих. Маршака.

Ход урока:

Ученик:


С книгой легче жить на свете.

Книга мудрости полна.

Всё осветит и ответит

На любой вопрос она.

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Почаще листайте.

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Хорошему учат

Любимые книжки!

Е.В.: (Слайд 1) Книга, книжка, книжечка. Как часто мы говорим эти слова. Ребята, а как называется человек, который пишет книги – писатель.

С егодня мы поговорим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака. Ему в этом году исполняется ___130_____лет.

Биография

(Слайд 2) Родился в Воронеже в семье заводского техника- изобретателя. Всего в семье росло шестеро ребятишек. В 4 года он пробует писать первые стихи. Мальчику помог поступить в престижную гимназию Петербурга критик Стасов, когда прочел его поэтические тетради.

(Слайд 3) В 1912 году как корреспондент «Всеобщей газеты» юноша путешествовал на корабле, посетилТурцию, Грецию, Сирию. Самуил продолжил обучение в Англии, совершенствовал язык, переводил баллады. Трудно представить себе наше детство без его книжек, без умного мышонка, без теремка и Робина-Бобина.

(Слайд 4) Посмотрите на наши книжные выставки. Сколько знакомых названий.

«Весёлая азбука в стихах». Ребята не только вы, но и ваши мамы и бабушки, и наши гости учили буквы по этой книге.

В- воробей просил ворону вызвать волка к телефону.

Г - гриб растет среди дорожки, голова на тонкой ножке.

Н - Носорог бодает рогом не шутите с носорогом.

О – Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

С. Я. Маршак писал рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?

- Ну-ка, отгадайте.

1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

И за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.(Мяч )

2. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. ( Дождь )

3. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы )

4. А эту загадку сочинил С. Я. Маршак.

Под Новый Год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь )

5. Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сидёлко на носу. (Очки )

Е.В. Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

С. Я. Маршак сделал много хорошего для детей. Он создавал для них театры, мастерские. А сколько интересных стихов написал Самуил Яковлевич для детей! Стихотворения его не на одну страницу.Вы брали в библиотеке и читали Рассказ о неизвестном герое, Мистер Твистер.

Стук в дверь Входит Рассеянный…

(пальто застёгнуто криво, на ногах перчатки, на голове сковорода)

- Ребята, а это к нам пришел?

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной

Е.В. Мы очень рады тебе, человек Рассеянный, и с большим удовольствием приглашаем тебя к себе в гости.

- Что там за шум?

Дама с багажом входит

Где тут багажное отделение?

Позвольте, туда ли я попала? А то, знаете ли ой как нелегко куда-то ходить с диваном, корзиной, картиной, картонкой и маленькой собачонкой. Но после одного случая я свою собачонку держу всегда на руках.

Из какого же произведения я к вам пришла? «Багаж».

Дети читают отрывок из стихотворения, а дама инсценирует.

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции

Четыре зелёных квитанции

О том, что получен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

(Инсценизациястихотворения «Багаж»).

Г.А. – А сказки Самуила Маршака вы знаете?

Поиграем в игру «Назови сказку».

Дети должны назвать сказку, из которой прочитан отрывок.

1.Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

(«Двенадцать месяцев».)

2. Мышь – норушка

Там зерно толчёт,

А лягушка пироги печёт.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

(«Теремок».)

3. Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

(«Сказка о глупом мышонке».)

4. Тётя, тётя кошка,

Выгляни в окошко!

Есть хотят котята.

Ты живёшь богато.

Обогрей нас, кошка,

Покорми немножко!

(«Кошкин дом».)

Входит кошка. (Инсценирование отрывка из пьесы «Кошкин дом»)

Бим-бом! Тили-бом!

На дворе - высокий дом.

Ставенки резные,

Окна расписные.

А на лестнице ковёр -

Шитый золотом узор.

По узорному ковру

Сходит кошка по утру.

У неё, у кошки,

На ногах сапожки,

На ногах сапожки,

А в ушах серёжки.

На сапожках -

Лак, лак.

А серёжки -

Бряк-бряк.

Платье новое на ней,

Стоит тысячу рублей.

Да полтысячи тесьма,

Золотая бахрома.

Дама (говорит, заглядывая в свой чемодан). А у меня, ребята, для вас подарок! Я принеслаеще вам сказки С. Маршака. Ой-ой-ой! Какая беда случилась. Всё пропало! Я потеряла слова из сказок. Что же делать? Если их не вернуть на место, то сказки исчезнут навсегда (хватается за голову).

Г.А. Не переживай! Наши ребята хорошо знают сказки Самуила Яковлевича и обязательно вернут все потерянные слова. Ребята, поможем найти пропавшие слова?

Дети. Да!

«Найди слово»

Даются отрывки из сказок. Дети должны «найти» пропущенные слова.

1.Тили – тили, тили – бом!

Загорелся…дом

(кошкин)

2. Стали птицы песни петь,

И расцвёл… .

(подснежник)

3. Ёлку дрозд проклятый рубит,

Всех…лесных погубит

(зверей)

4. Пела ночью мышка в норке:

Спи,…, замолчи!

(мышонок)

5. Кто, кто в…живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

(теремочке)

6. Гори, гори ясно,

Чтобы не … .

(погасло)

Дама. Спасибо, мои юные друзья! Спасли вы наши сказки.

Г.А. На стихи С.Я.Маршака написали песню

Внимание! Внимание! Начинается физкультминутка!

Движения под песню «Из чего же …»

Г.А. Ребята, а как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о животных?

Дети. «Детки в клетке».

Ведущий. К нам в гости пришли животные из стихотворения и хотят проверить ваши знания. Игра «Продолжи стихотворение» .

    Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,….

Нелегко сорвать цветок!

    Верблюд

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра….

Только два таких ведра!

    Совята

Взгляни на маленьких совят

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,…

Они не спят.

    Кенгуру

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.

Они играют в чехарду….

В зоологическом саду.

Е.В. Ребята и дорогие гости, посмотрите на выставку не рисунков, а иллюстраций к произведениям Маршака. Замечательная работа, а сейчас мы приглашаем тех, кто выучил отрывки из стихотворений с иллюстрациями. Давайте их послушаем.

Кот и лодыри ( Сидоренко)

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

Ландыш ( Иванова )

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Встреча ( Матросова)

Однажды аист длинноногий

Лягушку встретил на дороге.

«Ох, не люблю вас, долговязых!»

Она проквакала, вздохнув.

«А я люблю вас, пучеглазых»

Сказал он, раскрывая клюв.

Где обедал воробей (Дрозденко )

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Усатый полосатый (Семенец )

1. Жила-была девочка.

Как ее звали?

Кто звал,

Тот и знал.

А вы не знаете.

И был у нее...

Кто у нее был?

Серый,

Усатый,

Весь полосатый.

Кто это такой? Котенок.

Стала девочка котенка

спать укладывать.

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку.

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

Уложила котенка,

а сама пошла ужинать.

2. Приходит назад, - что такое? (Шипилова )

Хвостик - на подушке,

На простынке - ушки.

Разве так спят?

Перевернула она котенка,

уложила, как надо:

Под спинку

Перинку.

На перинку

Простынку.

Под ушки

Подушки.

А сама пошла ужинать.

Приходит опять, - что такое?

Ни перинки,

Ни простынки,

Ни подушки

Не видать,

А усатый,

Полосатый

Перебрался

Под кровать.

Разве так спят?

Вот какой глупый котенок!

Е.В. А сейчас, мы предлагаем вам послушать голос самого писателя, как он читает свои стихи.(Видеоряд с Маршаком )

Сколько мы сегодня прочитали много стихов для детей. А сейчас я бы хотела вам прочитать его стих о войне. Самуил Яковлевич пережил две войны.

Во время I Мировой войны он жил на юге России помогал детям беженцев. В 1920 году создал детский театр в Краснодаре. После II Мировой войны помогал деньгами детям-сиротам.

Мальчик из села Поповки.

Сводка с фронта.

Отступая из деревни Поповки, немцы

сожгли ее дотла. Работоспособное

население они угнали с собой, а стариков

и детей - расстреляли. Единственным

жителем Поповки, уцелевшим после

ухода немцев, был трехлетний Петя.

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы -

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

Плакат 1941 года

Ты каждый раз, ложась в постель,

Смотри во тьму окна

И помни, что метет метель

И что идет война.

Он прекрасно понимал, как тяжело пережить войну взрослым, а детям ещё сложнее. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник». Или: «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее». Или: «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика». Но раз таких кукол не существует, Маршак писал: «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки...»

Ребят, а где живут книжки? Ответ – в библиотеке.

Есть у Маршака произведение с интересным названием «Книжка про книжки », я вам зачитаю отрывки из него.

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки -

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплёты - как мочала,

На листах - каракули.

Книжки горько плакали.

- Как нам быть? - спросили книжки.

Как избавиться от Гришки?

И сказали братья Гримм:

- Вот что, книжки, убежим!

- Вперёд! - воскликнул Дон Кихот,

И книжки двинулись в поход.

Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки.

Песня библиотечных книг

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют,

Вылечат скоро

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные библиотеки!

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать,

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке, и в ведре,

И в собачьей конуре.

Говорят, в читальный зал

Мальчик маленький вбежал

И спросил у строгой тёти:

- Вы тут книжки выдаёте?

А в ответ со всех сторон

Закричали книжки: - Вон!

Пригласить в библиотеку. Аккуратных читателей.

Итог урока

Самуил Маршак предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:


"Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!"

Е.В. Завтра начнется месяц декабрь, а какой праздник скоро будет? У Маршака есть стих «В декабре..», которым мы заканчиваем нашу встречу. Видео ( звучит песня )

Внеклассное мероприятие «Маршак – детям», посвященное 130-летию со дня рождения писателя.

Цели:

    Обобщить знания детей о писателе, его произведениях;

    Воспитать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака;

    Развивать память, внимание, мышление;

    Развивать воображение, риторику и культуру общения

Задачи:

    Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака;

    Развить у детей навыки выразительного чтения стихотворений;

    Развить артистические способности детей;

    Пополнять словарный запас детей через игровую творческую деятельность (инсценирование, выразительное чтение);

    Воспитывать доброе отношение к людям и животным, сострадание, трудолюбие;

Оборудование:

    портрет С.Я. Маршака;

    выставка книг;

    иллюстрации к произведениям;

    презентация;

  • компьютер;

    Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Мы очень рады приветствовать Вас на нашем литературном празднике. Для того, чтобы всем было на нашем празднике хорошо и весело, открывает его песней о дружбе ученица 2 класса.

(Девочка спела, дети похлопали).

    Вводная часть.

Стук в дверь. Вбегает мальчик.

- Что за шутки?

- Еду я вторые сутки!

- Что за станция такая?

- Дибуны или Ямская?

Учитель:

«А это кто, ребята? Где вы еще встречали такого рассеянного человека?»

(дети отвечают на вопрос)

«Правильно, в произведениях С.Я. Маршака. И сегодня наш праздник посвящается творчеству этого замечательного писателя, ведь в этом году, 3 ноября, исполняется 130 лет со дня его рождения. Очень многие из вас наверняка знают его стихи. Если кто-нибудь начинает сдавать в багаж всякую всячину, то и дело пересчитывая вещи, мы сразу вспоминаем строки: «Дама сдавала в багаж…». А если какой-нибудь зевака оставит свой портфель на остановке или перепутает свои и чужие вещи, то мы сейчас же скажем: «Вот человек рассеянный с улицы Бассейной.»».

    Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.

Свое первое стихотворение С.Я. Маршак написал в 4 года, а к 11 годам он написал уже несколько поэм и перевёл на русский язык оду древнеримского поэта Горация. В 17 лет Маршак впервые опубликовал свои стихи в литературном журнале.

Маршак бы не только детским поэтом, он писал стихи и для взрослых, переводил на русский язык стихи поэтов, писавших на английском и венгерском, польском, итальянском и других языках.

А еще Маршак писал пьесы для театра и вам хорошо знакомы некоторые из них, написанные для детей и получившие большую популярность. Это такие пьесы, как «Терем-теремок», и «12 месяцев».

    Основная часть.

Настало время сделать небольшую остановку под названием «Литературные странички». Проведем викторину, вспомним всем известных героев С.Я. Маршака.

Задания для классов:

    Собака-то как зарычит.

А барыня как закричит:

- Разбойники! Воры! Уроды!

Собака – не той породы!

(«Багаж»)

    Замолчи, огонь коварный!

Говорит ему пожарный. –

Покажу тебе Кузьму!

Посажу тебя в тюрьму!

(«Пожар»)

    Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

(«Вот какой рассеянный с улицы Бассейной»)

    В чистом поле теремок,

Теремок.

Он не низок, не высок,

Не высок.

(«Теремок»)

    Тётя, тётя кошка,

Выгляни в окошко,

Есть хотят котята,

Ты живешь богато.

(«Кошкин дом»)

    Ищут пожарные,

Ищет милиция

Ищут фотографы

В нашей столице …

(«Рассказ о неизвестном герое»)

Учитель :

Молодцы, ребята! Вы легко узнали героев произведений С.Я. Маршака, сам он всегда тоже верил в то, что дети будут читать его произведения. Вот как он написал об этом:

«Читатель мой особенного рода,

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем 2000 года.»

5. Поэтическая минутка.

Учитель :

Проходят десятилетия, а строки Маршака не спешат стареть. С его книжками росли ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. И вы их хорошо знаете. Объявляется «Поэтическая минутка». На сцену приглашаются учащиеся 2 классов!

(Дети по очереди читают стихотворения.

2 «А» - «Сказка о глупом мышонке»

2 «Б» - «Пожар»

2 «В» - «Усатый, полосатый»

2 «Г» - «Рассказ о неизвестном герое»

2 «Д» - «Кот и лодыри»

2 «Е» - «Почта»)

Учитель :

Молодцы, ребята. Вы очень выразительно читали стихотворения Маршака. Давайте поаплодируем всем выступавшим!

(Раздаются аплодисменты).

6. Остановка «И в шутку, и всерьез.»

Учитель :

Продолжаем наше путешествие в мир творчества Маршака. Наша следующая остановка называется «И в шутку, и всерьез».

Вы только что прослушали стихотворение «Почта». А знаете ли вы, что и нам пришли поздравительные письма с секретом?

(учитель достаёт конверт и читает стихотворение)

Почта письма нам доставила,

На конверте в уголке

Написали «Б» и «Г».

Что за тайны здесь у нас?

Мы узнаем всё сейчас.

(учитель открывает конверт)

Дети, сейчас нам нужно будет отгадать несколько загадок.

    Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что бедняжку бьют?

А за то, что он надут!

(Отгадка: мяч)

    В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!

(Отгадка: утюг)

    Перед тобой пятерка братьев,

Дома все они без платья,

А на улице, зато

Нужно каждому пальто.

(Отгадка: пальцы)

    Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдем.

(Отгадка: часы)

    Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

(Отгадка: календарь)

    Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

(Отгадка: дождь)

7. Музыкальная пауза.

Учитель :

Ребята, сейчас ученица 2 класса исполнит для вас шуточный танец.

(выходит ученица и исполняет танец)

8. «Детки в клетке». Остановка «Зоопарк».

Учитель :

Продолжаем наше путешествие С.Я. Маршак хорошо знал, что все дети любят животных и написал о них стихотворение для детей «Детки в клетке». Итак, остановка «Зоопарк».

Ребята, давайте расскажем это стихотворение.

(ученики 2 классов по очереди читают стихотворение)

    Ученик 2 «А» - «Эскимосская собака»

На прутике – записка:

«Не подходите близко!»

Записке ты не верь –

Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,

Я сам не знаю, детки.

    Ученик 2 «Б» - «Белые медведи»

У нас просторный водоем.

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа.

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

    Ученик 2 «В» - «Жираф»

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

То тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

    Ученик 2 «Г» - «Верблюд»

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

    Ученик 2 «Д» - «Страусёнок»

Я – страусенок молодой,

Заносчивый и гордый.

Когда сержусь, я бью ногой

Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,

Вытягиваю шею.

А вот летать я не могу,

И петь я не умею.

    Ученик 2 «Е» - «Зебры»

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Учитель :

Спасибо, ребята! Мы надеемся, что любовь к животным вы сохраните в своём сердце на всю жизнь.

9. Речевая разминка.

Учитель :

А сейчас, дети, новое задание: «Доскажи словечко». Слушаем внимательно, быстро думаем, вместе хором отвечаем. Вы готовы?

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них

Очень тихий … (ёжик).

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на … (каток).

К богатой кошке гость пришел,

Известный в городе … (козел).

Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток.

Канаты – паутинки,

А парус - … (лепесток).

Против дома у ворот

Жил в сторожке старый … (кот).

Только пони и верблюд

Принимаются за … (труд).

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзинку,

Картонку

И маленькую … (собачонку).

- Учитель задал мне вопрос:

Где расположен Канин … (нос)?

После пищи нужен сон,

Прислонившись, дремлет … (слон).

На дворе и дождь, и снег,

Ты пусти нас на … (ночлег).

Учитель :

Молодцы, ребята! Вы оправдали уверенность Маршака в том, что дети любят не только играть и веселиться, но больше всего они любят учиться!

10. «Школьнику на память».

Учитель :

Именно поэтому С.Я. Маршак написал для школьников поучительное стихотворение «Школьнику на память». Начинается оно так:

Пошли вы в школу первый раз

Иль перешли из класса в класс,

А я вас всех поздравил

И книжку написал для вас

Про двадцать школьных правил.

Эти правила актуальны и в наши время. Вы хорошо знакомы с ними. Давайте же их дружно повторим, вспомним и расскажем стихотворение «Школьнику на память».

(ученики по очереди читают стихотворения)

Ученик 2 «А»:

В этом светлом школьном здании

Год за годом, день за днем

К мастерству, искусству, знанью

Мы по лестнице идём.

Ученик 2 «Б»:

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

Ученик 2 «В»:

Ты думал: школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс, -

Он далеко уйдет за час!

Ученик 2 «Г»

В нашей школе есть закон:

Вход неряхам запрещен!

Содержи и ты в порядке

Парту, книги и тетрадки.

Ученик 2 «Д»

Обязан каждый ученик

Держать в порядке свой дневник,

Показывать родителям,

Что задано учителем.

Ученик 2 «Е»

На улице, дома, в общественном месте

Будь вежлив со старшими, помни о чести.

В театре, в трамвае, в читальне, в кино

Веди себя скромно, прилично, умно.

Ученик 2 «Ж»

Старику опорой будь,

Малышей не дай в обиду.

Уступай больному путь

И скамейку – инвалиду.

Учение 2 «З»

Твоей долг: любить и уважать

Родителей – отца и мать,

Быть старшим другом младшим братьям

И всем, чем можно, помогать им.

Отлично, ребята! Вы знаете все правила, но, главное, надо их еще и соблюдать, как учит нас Маршак. Вы прочтёте еще много его книг и узнаете много нового, интересного и увлекательного. А сегодня наш праздник подходит к концу и закончить его хочется стихотворением С.Я. Маршака «Пожелание друзьям».

На сцену приглашается ученик 2 класса со стихотворением «Пожелание друзьям».

(выходит учение и читает стихотворение:

Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути – главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет.

Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья, дается нам недешево!

Учитель :

Давайте поаплодируем нашему чтецу, друг другу, а самое главное – Маршаку, отдавшему своё сердце, бесконечную доброту и огромный труд людям.

(все дружно аплодируют)

Ой, чуть не забыли о сюрпризе для наших детей! Какой же праздник без подарка? А лучший подарок – это книга.

(учитель вручает книги ученикам под аплодисменты)

На этом наш праздник окончен. Благодарим всех за внимание. До новых встреч, друзья!

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

Пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание

Произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение,

Мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерские

Способности; воспитывать милосердие, трудолюбие.

Оформление: портрет С. Я. Маршака, презентация биографии и творчества,

Элементы декораций к сказкам «Двенадцать месяцев», «Кошкин

Дом», стихотворениям.

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте, ребята!

2ведущий. Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

1 ведущий . А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака,

Со дня рождения которого в этом году исполняется 125 лет.

Человек Рассеянный . (выбегае т) Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

(оглядывается ) Ой! А что это за станция такая?

Дибуны или Ямская?

2 ведущий .Ни та и ни другая! Это наша школа!

Рассеянный . Эх! Я опять не туда попал.

2ведущий . А вот и нет! В этот раз вы попали как раз туда, куда надо! . А что это у вас в руке?

Рассеянный . А-а.. это… видите ли… вместо шляпы на ходу я надел сковороду…

1ведущий. А! Так вы --- человек Рассеянный!

Рассеянный . Да!

Девочка . (выбегает с мячом ). Мой веселый

Звонкий

Мяч.

Ты куда

Помчался

Вскачь?

2 ведущий. Стоп!. Стоп! Здесь играть нельзя!

Падчерица . (идет с корзинкой за колечком ) Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Да по зимному ковру

К новогоднему костру!

Ой! А где же братья-месяцы?
1 ведущий . Милая девушка, проходите, не бойтесь! Только братьев-месяцев здесь нет. В

Этом зале собрались ребята, которые любят произведения С. Я. Маршака.
2 ведущий . Здесь вас все знают и очень рады видеть! Правда, ребята? Кто это к нам

Пришел?
Зал . Падчерица из пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

Человек Рассеянный.

Девочка с мячом . А это мяч из стихотворения, которое так и называется --- «Мяч».

Рассеянный .О! Действительно знают! А, может, вы скажете, где я живу? А то я все время

Куда- то не туда попадаю.

Зал. На улице Бассейной.

Рассеянный . Какие молодцы! Все знают!

1 ведущий . Конечно, знают. Только вы домой не спешите. Оставайтесь с нами и помогите

Нам рассказать о знаменитом детском писателе С. Я. Маршаке.
Девочка с мячом . Ура!

Рассеянный. Мы с радостью останемся!

Падчерица . А мое волшебное колечко поможет появиться здесь героям произведений

Самуила Яковлевича.

1 ведущий . Чудесно! Рассаживайтесь,пожалуйста.
2 ведущий . А мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную

Небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец

Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы.

Нелегко было семье, где росло шестеро ребятишек, переезжать с места на

Место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на колесах, в постоянной суете и

Тревоге.

1ведущий . О своих детских впечатлениях он написал стихи:

В край далекий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

Тесновато нам немножко

Это новое жилье.

Но открытое окошко

Перед столиком --- мое.

2ведущий . С. Я. Маршак вспоминал: «Сочинять стихи я начал лет с четырех ».

Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята?

Ну-ка, отгадайте.

Девочка с мячом. Я, я загадаю, ни за что не отгадаете!

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

И за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.(Мяч )

Рассеянный . Теперь я загадаю.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь )

1 ведущий .А вот еще одна загадка.

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы )

Падчерица . И я знаю загадку, которую сочинил С. Я. Маршак.

Под Новый Год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь )

2 ведущий . И еще одну загадку отгадайте.

Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделко на носу. (Очки )

1 ведущий . Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

2 ведущий . Учась в гимназии, Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному

Дарованию помогали преподаватель латинского языка В. И. Теплых, а позже

– известный в то время критик –искусствовед В.В. Стасов.

1 ведущий . Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский

Писатель М. Горький. Но после революции 1905 г. начались гонения на

Интеллигенцию, многие передовые ее представители уехали за границу.

Маршаку пришлось полагаться на свои силы.

2 ведущий . Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические

Зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня,

С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о

Другой, неизведанной жизни.

1 ведущий . Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с

Различными петербургскими редакциями, Самуил Яковлевич уехал для

Продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в

Лондонском университете.

2 ведущий . Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками

В море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он

Переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка. Некоторые из них

Очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

(Исполняется песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе

С. Я.Маршака)

1 ведущий . Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а

О мечте.

2 ведущий . А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!
1 ведущий . Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. В

Годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам

Воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает

«Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком,

Библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и

Написал свои первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..

2 ведущий . Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен. Его пьесы

Интересны и поучительны. Например, во всем известной пьесе «Кошкин дом»

Высмеивается эгоизм, чванство, мещанская любовь к вещам.

1 ведущий .(К падчерице) Милая девушка, а не поможет ли ваше волшебное колечко

Посмотреть, как поживают герои Маршака?

Падчерица. Конечно, поможет. Давайте посмотрим, что происходит в доме у кошки.

Ты катись, катись, колечко,

По тропинке, не по речке.

Бугорок за бугорком.

Загляни-ка в Кошкин дом

Кошка . А дом-то сгорел! Нет больше у меня дома!

Кот . И жить нам негде.

Кошка . Что же делать нам, Василий?

На порог нас не пустили

Наши прежние друзья…

Обошли мы целый свет ---

Нам нигде приюта нет.

(Инсценизация отрывка из пьесы «Кошкин дом»)

Девочка с мячом . Я очень люблю эту сказку. Она учит не проходить мимо чужой беды. Учит

Быть добрым, внимательным к окружающим.

1 ведущий . Прекрасная сказка!.....

2 ведущий . Не менее известна и пьеса «Двенадцать месяцев». Интересна история ее

Создания. Сначала чешскую народную сказку с таким же названим писатель

Пересказал в прозе, а в пьесу ввел комедийно-сатирический элемент – линию

Маленькой Королевы.В произведении прославляет автор не терпение и

Смирение сироты, а ее трудолюбие. смелость и стойкость. Пьеса была отмечена в

1946 году Государственной премией СССР.

Падчерица . Дорогие ребята! Хотите увидеть, как началась моя история?

Девочка с мячом .Конечно.

Падчерица

На весеннее крылечко
В летние сени
В теремок осенний
Приведи нас наконец

К королеве во дворец.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор . Вы совершенно правы, ваше величество….

(Инсценизация отрывка из пьесы «Двенадцать месяцев»)

Девочка с мячом . Да, своенравная королева была вначале.

Падчерица . Но жизнь ее многому научила. И в конце сказки она совершенно изменилась.

1 ведущий . В 30-х г. С.Я. Маршака по праву называют основоположником детской советской

Литературы. Он стремится воспитывать у своих читателей любовь и уважение к

Силе разума, к полезной деятельности. А главное—воспитывает поэтическое

Восприятие мира.

2 ведущий . Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.

1 ведущий . Нельзя не заметить. что многие из них схожи с детским дразнилками,

Считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших

Образцов детского фольклора.

2 ведущий . Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.

Падчерица . А мое колечко может пригласить сюда героев из призведений С.Я. Маршака.

1 ведущий . Вот здорово!

Падчерица . Ты катись, катись, колечко,

Позови гостей сердечно,

Позови их поскорей,

Чтобы стало веселей!

2 ведущий.Что там за шум?

Дама. Где тут багажное отделение?

(Инсценизация стихотворения «Багаж»).

Девочка с мячом . Посмотрите! Вот к нам идут Братья-близнецы из стихотворения «Где тут

Петя, где Сережа?»

1ведущий. Друг на друга так похожи

Комаровы-братья.

Где тут Петя, где Сережа ---

Не могу сказать я.

Братья . Только бабушка и мать

Нас умеют раз личать.

1ведущий . Не могу я вам сказать,

Кто из них моложе,

Пете скоро будет пять

И Сереже тоже.

(Инсценизация эпизодов стихотворения « Где тут Петя, где Сережа?»).

2 ведущий . Ой! А это кто такой прилетел?

Девочка с мячом . Это же Угомон. Мне бабушка часто говорит, когда я шалю: «Угомонись, а

То Угомона позову».

(Инсценизация стихотворения «Угомон»).

2 ведущий . Да! Иногда и нам в классы надо звать Угомона.

(Выходят Знаки препинания).

1 ведущий . А сейчас мы, кажется, попали в страну Знаков препинания.

(Инсценизация стихотворения «Знаки препинания»).

2 ведущий . Вот такие проблемы решают Знаки препинания. Ребята, а вы как думаете, кто из

Них важнее?

Зал. Все важны!

1 ведущий . У С.Я. Маршака многие произведения заставляют задуматься.

2 ведущий , Послушайте внимательно сказку «Старуха, дверь закрой!».

1 ведущий . Философское стихотворение. Тут есть над чем подумать.

2 ведущий . Кто там едет?

1 ведущий . Это герои еще одной восточной сказки «Мельник, мальчик и осел»,

Пересказанной С.Я. Маршаком.

2 ведущий . (1 ведущему) Чему научила тебя эта сказка?

1 ведущий . Я думаю, прислушиваться к советам других надо, но главное все-таки – иметь

Собственное мнение.

2 ведущий . Согласен.

1ведущий . Особую роль у С.Я. Маршака играют легкозапоминющиеся повторы, которыми

Так широко пользуется народная сказка, и с их помощью поэт часто

Превращает свои произведения в шутливую игру.

Девочка с мячом . А давайте порчитаем такое стихотворение вместе.

2 ведущий . Давайте попробуем.

(Чтение стихотворения «Дом, который построил Джек»).

1ведущий . Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о

Неизвестном герое»

2ведущий ..Это стихотворение было написано перед самой войной.Автор воспользовался

Приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу,

Совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует ег

Лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к

Героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть

В грозное предвоенное время!

1ведущий. Через день после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский

Котором обращают на себя внимание строки:

Разом, в одно мгновенье,

Все изменилось кругом.

Юноша в майке весенней

Смотрит суровым бойцом.

Девушка стала сестрою

Крест – на ее рукаве.

Сколько безвестных героев

Ходит сейчас по Москве…

2 ведущий . Как этот юноша «в майке весенней» похож на парня «лет двадцати» из «Рассказа

О неизвестном герое». На службу этой молодежи, всему советскому народу

Поставил свое слово С. Я. Маршак

1 ведущий . Во время Великой Отечественной войны поэт работает в боевом сатирическом

Жанре, создавая острые политические памфлеты, эпиграммы, тексты плакатов,

Родившихся в тесном сотрудничестве с художниками Кукрыниксами. В 1942 г. за

Стихотворные тексты к плакатам и карикатурам С. Маршак был удостоен

Государственной премии СССР.

2 ведущий . Послевоенное творчество С. Маршака и по темам, и по жанрам многообразно

Здесь встречаются произведения о Родине, о людях труда, о дружбе и

Товариществе, о школе и учебе, об окружающем мире. Они великолепны! Какой

Радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»! Каким тонким

Лирическим чувством проникнуты «Лесная книга» и календарь природы

«Круглый год!».

Сколько поэзии, ярких художесвенных деталей в таких познавательных

Поэмах, как «Откуда стол пришел?» и «Как печатали вашу книгу?»!

1ведущий . Лучшие поэтические произведения С. Маршака, изданные в одной книжке

«Стихи для детей», были отмечены в 1951 году Государственной премией СССР.

2 ведущий . Рассказ о творчестве С. Маршака будет неполным, если не сказать о переводах

На русский язык поэтического творчества народов мира. За переводы

Произведений В. Шекспира поэту была присуждена в 1949 году Государственная

Премия СССР. А ведь под. пером С.Я. Маршака родились еще переводы и

Байрона, и Гейне, и Киплинга, и Родари, и Леси Украинки, и многих других

Писателей. Воистину огромен вклад Маршака-переводчика в благордное дело

Ознакомления читателя с поэтическим наследием мировой классической и

Современной литературы.

(Чтение сонета В. Шекспира №5).

1 ведущий . С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о

2 ведущий . Огромный труд, светлый и мудрый талант, добрая слава С.Я.Маршака признаны

Народом и отмечены високими наградами.

1 ведущий . Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но

Каждая встреча с его стихотворениями – это поять радость и удовольствие!

2 ведущий . Закончим мы нашу встречу словами поэта.

Пожелания друзям

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошого.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

татьяна морозова
Сценарий литературного вечера «В гости к Маршаку», приуроченного к 130-летию со дня рождения детского поэта

Литературный праздник «В гости к Маршаку »

Цели :

1. Расширять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака .

2. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.

3. Воспитывать интерес к творчеству С. Я. Маршака , к его произведениям; к театрализованной деятельности.

Оборудование :

Мультимедиа, презентация «В гости к С . Я. Маршаку » , презентация «Загадки» , видео «Кот и лодыри» - читает Александр Куцен, песня на слова Р. Киплинга «На далёкой Амазонке» , перевод С. Маршака , в исполнении Никитиных, портрет С. Я. Маршака (1887 - 1964, книги С. Я. Маршака , рисунки детей к произведениям.

Ход праздника

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Хорошему учат

Любимые книжки! (Н. Пикулева)

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума (Ю. Энтин)

Ведущий : Вот такими стихотворными строчками разных поэтов мы открываем литературный праздник «В гости к Маршаку » . Мы сегодня с вами заглянем в волшебный мир книг любимого поэта всех времен и народов Самуила Яковлевича Маршака . Да, да, ваши бабушки и дедушки также читали стихи этого автора. А книги Маршака переведены на многие языки мира.

Ребята, в этом 2017 году исполняется 130 лет со дня рождения С . Я. Маршака . Трудно представить себе наше детство без Рассеянного с улицы Бассейной, без глупого мышонка, без теремка и Робина-Бобина.

Просмотр фильма о жизни Маршака

С. Я. Маршак , известный детский писатель , родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.

В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы . После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей. Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких (звучат стихотворения из книги «Детки в клетке» )

Давайте послушаем некоторые из них.

1. Дети берут картинки с изображением персонажей стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке» .

Чтение стихотворений из цикла «Детки в клетке»

Самуил Яковлевич был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка. Маршак как-то объяснял ребятам, что хотел бы подарить им куклу, говорящую те слова, которые человеку в эту минуту нужнее всего. Например : «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник» . Или : «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее» . Или : «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика» . Но раз таких кукол не существует, Маршак писал : «Помочь тем, кому не придут на ум нужные слова, которые могут их утешить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее, помогут хорошие книжки.»

Ведущий : Маршак писал занимательные стихи-загадки. Давайте все вместе их отгадаем.

Презентация «Загадки»

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И ни куда я не иду.

Покуда он идет (Дождь)

Что такое перед нами :

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу (Очки)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом- под столом,

А ночью – под кроватью. (Сапоги)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то что он надут (Мяч)

Синий домик у ворот

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей-

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят (Почтовый ящик)

Что такое перед нами :

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?»

Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.

1. В гости он пришёл ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке…

Ответ : Ленинградский почтальон, «Почта»

2. Перчатки надевал на ноги он.

На голове была сковорода!

Садился он в отцепленный вагон

И ехал в нём неведомо куда!

Ответ : Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой Рассеянный»

3. Она отправилась в Житомир,

Взяла с собой огромнейший багаж.

Но по пути собачку потеряла,

И очень сильно горевала.

Ответ : Дама, «Багаж»

Ведущий : Дети старшей группы покажут вам инсценировку стихотворения С . Я. Маршака «Багаж» .

Драматизация стих. «Багаж» - старшая группа

Драматизация стих. «Олино колечко» - средняя группа

Ведущий : Стихи С. Я. Маршака мы слышим и дома , и на улице, и в школе. – Часто поэт высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, хвастунов.

Послушайте историю о лодырях и коте, который мечтал учиться в школе.

Просмотр видео «Кот и лодыри» - читает Александр Куцен

Ведущий : Благодаря С. Я. Маршаку мы можем прочитать все 154 сонета Уильяма Шекспира, стихотворения Роберта Бёрнса и Редьярда Киплинга, ведь Маршак был замечательным переводчиком. Многие из этих произведений положены на музыку.

(Звучит песня на слова Р. Киплинга «На далёкой Амазонке» ,перевод С. Маршака ).

А сколько английских и шотландских детских песенок перевёл С . Я. Маршак : «Шалтай-Болтай» , «Три зверолова» , «Робин-Бобин» , «Дом, который построил Джек» , «О мальчиках и девочках» .

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Вот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Из чего только сделаны парни?

Из чего только сделаны парни?

Из насмешек, угроз,

Крокодиловых слез.

Вот из этого сделаны парни!

Из чего только сделаны барышни?

Из булавок, иголок,

Из тесемок, наколок.

Вот из этого сделаны барышни!

Ведущий : Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом» , «Горя бояться - счастья не видать» , «Умные вещи» , «12 месяцев» , «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.

Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок» .

«Теремок» - инсценировка отрывка из пьесы – подготовительная группа

Серый волк в густом лесу.

Серый волк в густом лесу

встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!

Как дела, зубастый?

Ничего идут дела. Голова еще цела.

Где ты был? - На рынке.

Что купил? - Свининки.

Сколько взяли? - Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

Кто отгрыз? - Собаки!

Сыт ли, милый куманек?

Еле ноги уволок!

Ведущий :

Посмотрите, ребята, на этих маленьких котят, давайте узнаем, почему они плачут.

Перчатки - драматизация стихотворения - старшая группа

Потеряли котятки на дороге перчатки

И в слезах прибежали домой.

Мама, мама, прости, мы не можем найти,

Мы не можем найти перчатки!

Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки, отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

Мама, мама, не злись, потому что нашлись,

Потому что нашлись перчатки!

Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога!

Ведущий :

Мама кошка велела котятам навести порядок в шкафчике.

Проводится игра-эстафета «Наведи порядок»

(Две команды – Барсик и Мурзик- соревнуются, кто быстрее выполнит задание. Дети собирают отдельно варежки и отдельно носочки. В игре участвуют дети младшей группы.)

Ведущий : На стихах Маршака выросло не одно поколение детей. В свое время поэт получал письма со всех концов страны пачками. Дети спрашивали, как поживает Рассеянный с улицы Бассейной, интересовались, сколько лет его создателю :

"Милый дедушка! Сколько тебе лет? Есть уже сто? Ведь еще моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и моя мама, и папа тоже…"

Стихи Маршака для детей чистые и честные, именно такие, какими хотел их видеть автор. Мы надеемся, что пожелание Самуила Яковлевича юным читателям исполнится : «Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет»

Звучит стихотворение «Пожелание друзьям» в исполнении автора

Ведущий : Вот и закончился наш литературный праздник , посвященный творчеству детского писателя С . Я. Маршака . Какие стихи вам понравились? (Ответы детей)

Ведущий : Помните, ребята!

С книгой легче жить на свете.

Книга мудрости полна.

Всё осветит и ответит

На любой вопрос она (Людмила Гусельникова «Книга» )

Книги Маршака учат нас любить поэзию, стихотворную речь

А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С. Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.

Использованная литература : Интернет-ресурсы

Что еще почитать