Текущая страница: 8 (всего у книги 10 страниц)
Шрифт:
100% +
Много святынь привозили к нам с Афона – но ведь и в самой России пребывают постоянно не менее великие святыни! У нас, православных людей, всегда есть возможность поклониться им.
Одна из таких великих святынь – Риза Богородицы, частиц которой не так мало сохранилось в российских храмах.
Ризами в древние времена называли любую одежду, платье, и даже военные доспехи. Это слово пришло к нам с Востока, и в настоящее время считается устаревшим. Но богослужебные одеяния священников до сих пор называют ризами, а помещение, где они хранятся – ризницей.
По преданию, Богоматерь вместе с Поясом завещала Свои Ризы двум иерусалимским вдовам. Ризы представляли собой хитон (платье из бязи или миткали, золотисто-желтого цвета) и омофор (больше известный у нас как покров – головной убор, представляющий собой широкий платок-покрывало).
После Успения Божией Матери Ее Ризы передавались наследницам иерусалимских вдов на протяжении многих поколений. Так продолжалось до 458 года, когда приближенные византийского императора Льва Великого, братья Гальбий и Кандид отправились в паломническую поездку в Иерусалим. В небольшом селении недалеко от Назарета они остановились в доме у престарелой одинокой женщины, и обнаружили там комнату, где стоял ковчег, окруженный зажженными свечами и кадильницами. Хозяйка рассказала, что она – наследница одной из тех вдов, которым после Успения Богородицы достались Ее Ризы, и что в ковчеге находится именно эта великая святыня. Поведала она гостям и то, что силой святыни творятся чудеса: слепые прозревают, глухие вновь обретают слух, хромые начинают ходить, а немые – говорить. Да вот беда: хозяйка осталась последней в роду, и больше некому передать по наследству чудесную святыню…
Икона «Положение ризы Пресвятой Богородицы»
И тогда, испросив благословения Богородицы, братья перевезли ковчег со святыней в Константинополь. Там 2 июля 458 года она была торжественно перенесена во Влахернскую церковь, где помещена в ковчег, украшенный золотом и серебром. С тех пор 2 июля (15 июля по новому стилю) торжественно отмечается праздник Ризоположения.
Дальнейшая история Ризы Богородицы отмечена многими чудотворениями. Так, в 860 году киевские князья варяжского происхождения Аскольд и Дир решили пойти войной на Константинополь. Когда многочисленные ладьи киевлян показались на море, Константинопольский патриарх с молебнами вынес святыню из Влахернского храма и погрузил в море. Мгновенно поднялась сильная буря, которая разметала вражескую флотилию. Князья Аскольд и Дир, потрясенные случившимся чудом, отказались от своих агрессивных замыслов и приняли христианство.
Именно с этого события и начался долгий и трудный путь крещения Руси. В Киев была направлена православная миссия. Святым равноапостольным Кириллом Философом была изобретена славянская азбука (кириллица) и переведено Евангелие. Русь стала одной из епархий Константинопольского Патриархата.
Но до утверждения христианства на Руси было еще далеко. И все же именно тогда, в 860 году, был сделан исторический выбор, в итоге обративший Россию в христианское, православное государство.
Знаменательное событие связано и с покровом (омофором) Пресвятой Богородицы, наряду с хитоном хранившемся во Влахернской церкви. Однажды святой Андрей Юродивый, живший в конце IX – начале X века, скитался по улицам Константинополя и зашел во Влахернский храм.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
В храме шло богослужение. И вдруг святой Андрей увидел, как в храм заходит сама Богородица в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Помолившись вместе со всеми, Она сняла с головы Свой Покров и распростерла его над всеми собравшимися в храме в знак покровительства, помощи и защиты. Увидели это чудо и другие люди в храме, а не только Андрей Юродивый. Сохранилась дата, когда это произошло: 1 октября, под вечер, в субботу (по новому стилю – 14 октября). Именно в этот день отмечаем мы теперь праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Риза Богородицы хранилась во Влахернском храме Константинополя до 1434 года, когда там случился страшный пожар, в результате которого храм полностью сгорел. Риза Богородицы сохранилась, но после этого события она была разделена на части и перенесена в разные места. Часть Ризы оказалась и в Москве, куда ее привез святитель Дионисий, архиепископ Суздальский.
И здесь, в Москве, тоже свершались чудеса, связанные со Святой Ризой. Так, в 1451 году к стенам Москвы подступали татарские полчища, и святитель Иона, митрополит Московский, непрестанно служил молебны о спасении Москвы и укреплении сил ее защитников. И вот в ночь на 2 июля – праздник Ризоположения – враги без видимых причин пришли в великое смятение, бросили все награбленное добро и в спешке отступили. В память об этом в тот же год в Москве была возведена церковь Ризоположения (которая, правда, вскоре сгорела, но на ее месте в 1484–86 годах была возведена новая, также посвященная празднику Положения Ризы Богоматери, и сохранившаяся до наших дней).
Дальнейшая история Ризы Богоматери не совсем ясна. Увезенная из Константинополя, большая ее часть, видимо, была утеряна – во всяком случае, на протяжении двух веков проследить местонахождение святыни не удается. А в XVII веке Риза была чудесным образом обретена в Хобском Успенском монастыре в Грузии. Как именно святыня оказалась там – сказать трудно, но ее подлинность засвидетельствована специалистами из разных стран. И по сей день она хранится в грузинском городе Зугдиди – там же, где есть и частица Пояса Богородицы.
В советские времена святыня, конечно, была забыта, и хранилась в запасниках Зугдидского музея. В наши дни Пречистая риза Богоматери вновь открыта для поклонения, и множество паломников едут в Грузию, чтобы приложиться к этой величайшей святыне.
Есть и в России места, где можно поклониться Пречистой Ризе Богоматери.
Вот главные из них:
♦ Храм Христа Спасителя в Москве. Здесь наряду с Ризой Богородицы есть и частицы Ризы Христа.
♦ Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Адрес: Москва, ул. Восточная, дом 6 (в десяти минутах ходьбы от метро «Автозаводская»).
♦ Троице-Сергиева лавра, Серапионова палата (вход из Троицкого собора, дверь рядом с гробницей Преподобного Сергия).
Ризу, как и Пояс, можно почтить любыми молитвами, посвященными Богоматери. Кроме того, Ризе посвящены следующие молитвы:
Тропарь Ризоположения, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси священную ризу Твою, еюже священное тело Твое покрывала еси, Покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию, и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан Похвало.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя ризы Твоея честное положение.
Тропарь праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Молитва первая
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.
Просите защиты и помощи у Царицы нашей Небесной, Пресвятой Богородицы, славьте ее и величайте! И помните: Покров ее – над всеми нами, всегда и везде, где бы мы ни были и что бы ни делали. Верьте, молитесь, просите! И чудо свершится. И пребудет с вами Бог…
С древнейших времен люди начали почитать различные события из жизни Богородицы. Дни, когда совершались эти события, превратились в праздники церковного календаря, называемые Богородичными праздниками. Это дни особенного прославления Божией Матери. В современном православном богослужении главными Богородичными праздниками являются Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пресвятой Богородицы, а также праздники в честь наиболее чтимых чудотворных икон Божией Матери.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – праздник, отмеченный в Церкви особой радостью. Рождение Пречистой Девы знаменует окончание Ветхого завета, мерилом которого был Закон; и начало завета Нового, единственным законом которого стали милосердие и любовь.
Из века в век, из рода в род мудрецы, богословы, пророки и праведники с нетерпением ожидали пришествия Бога в мир. Причиной этого нетерпеливого ожидания были не только пророчества и откровения о Том, Кто сумеет победить самый беспощадный и неотвратимый закон – смерть, о Том, Кто сумеет вернуть человечество к его изначальной бессмертной, безгрешной и богоподобной сущности. Пришествия Мессии ждали потому, что к тому времени, когда родилась Пресвятая Дева, мир находился в катастрофической степени падшести. Между человеком и Богом зияла непреодолимая бездна. Вот почему лучшие умы той эпохи сознавали: человеку самому уже никогда не возвыситься до состояния божества. Нужно, чтобы сам Бог сошел к человеку. Но каким образом это свершится, не представлял себе никто.
И вот Бог послал праведным Иоакиму и Анне чудесное дитя – Пречистую Деву Марию, которой и суждено было осуществить давние пророчества и надежды человечества: дать жизнь Спасителю.
Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Величание Празднику
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.
Молитва Рождеству Пресвятой Богородицы
О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Иерусалимский храм был главной святыней Израиля. И этой святыне предстояло быть разрушенной. Но в то время, когда Дева Мария впервые вошла в храм, никто еще не знал об этом. Разрушение храма стало для иудеев величайшей трагедией, катастрофой национального масштаба. В Иерусалиме существует Стена Плача, куда приезжают иудеи всего мира, для того чтобы выразить свою скорбь об утрате того, ветхозаветного Храма.
Но разрушить можно лишь стены – Благодать же Господня нерушима. Благодать Божья вошла в Деву Марию, соделав Ее живым Храмом Господним, а через Господа Иисуса Христа сам Бог – непостижимый, невидимый – явился миру, освятив Своим воплощением все творение, весь материальный мир. Со дня Боговоплощения Господь являет Свое Присутствие не только в храме, а в любом месте, где человек призывает Его.
Молитва Введению во храм Пресвятой Богородицы
О Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь празднику Введения
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Величание праздника
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Праздник Благовещения совпадает с днями весеннего равноденствия. Издревле многие народы отмечали в это время начало весны. Для христиан же Благовещение – Праздник праздников, без которого невозможно представить себе не только историю Церкви, но и саму Церковь, и все христианство. Он знаменует собой начало новой Весны всего рода человеческого, с которой началось искупление падшего Адама и возвращение его из смертного состояния к жизни вечной.
Пророки разных народов предрекали пришествие некого Человека без греха, который освободит человечество из плена смерти. Но пророчества эти были неясными, потому что ум человеческий не мог понять, откуда на земле возьмется такой Человек. И вот настал день, когда получила Пречистая Дева Мария от архангела Гавриила весть, что именно ей предстоит стать Матерью Божией…
Благовещение, за редким исключением, приходится на дни Великого поста, когда литургия служится только в субботу и воскресенье – но в этот праздник, независимо от того, на какой день недели он приходится, литургия совершается по полному чину. Ослабляется строгий пост: в этот день разрешено есть рыбу.
В старину Благовещение считалось праздником птиц, потому что Дух Святой всегда изображался в виде голубя. В этот день люди покупали птиц в клетках и выпускали их на волю, символизируя освобождение человека из плена смерти. Сегодня эта благочестивая традиция стала возрождаться вновь.
Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы, бывает и Гавриил благодать благовествует, Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Молитва Благовещению Пресвятой Богородицы
Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
15 июля Святая Православная Церковь отмечает праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.
В этот день предлагаем вниманию читателей сайта рассказ о хранящихся во Влахернском храме в Зугдиди (Грузия) величайших святынях Церкви Христовой – Ризе и части пояса Пресвятой Богородицы.
Этот рассказ представляет собой главу из книги
«МНЕ ИМЯ – МАРИНА».
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ.
ИМЯ В ИСТОРИИ
Среди святынь церкви Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди хранится кисть святой великомученицы Марины. Для Второго Жребия Божией Матери – Иверии – святая Марина даровала кисть, в которой она держала молот, сокрушивший самого диавола. Это глубоко символично,– ведь молот имеет форму Т-образного креста, на котором был распят наш Господь и Спаситель мира. И не случайно Влахернский храм в Зугдиди стал хранителем величайших святынь Церкви Христовой, о которых мы сейчас вспомним. Это Риза и часть пояса Пресвятой Богородицы, часть губки, из которой испил уксуса Распятый Иисус Христос, мощи великих святых Православия.
Расскажем теперь о храме, ставшем хранителем таких духовных сокровищ – Кафедральном соборе в честь Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Первый храм на этом месте был воздвигнут для Влахернской иконы Божией Матери, которая была принесена в Мегрелию* из Константинополя и представляла одну из главных сокровищ князей Дадиани. В 1805 году мегрельская княгиня Нино, дочь грузинского царя Георгия XII (вдова Григола Дадиани), после принятия российского подданства подарила икону и часть пояса Богоматери Императору Александру I, который богато украсил икону и пояс и вернул ее мегрельскому народу.
ЦЕРКОВЬ ВЛАХЕРНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯПосле этого в 1825 году началась строительство нового храма, который должен был стать вместилищем прославленных святынь. Деньги на строительство выделил российский Император Александр I, а освятили храм в 1830 году.
* Мегрелы издавна живут в соседстве с грузинами и в настоящее время составляют с ними единую культурную и национальную общность, несмотря на языковые различия. В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 г. владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство.
ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИВлахернская икона, в честь которой был воздвигнут храм в Зудиди, входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает апостолу и евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине апостола в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла ее в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими святынями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы в Влахернах. От имени храма икона получила свое название. Икона стала главной его святыней.
В эпоху иконоборчества кто-то из почитателей иконы ночью перенес ее из Влахернского храма в обитель Пантократора (Вседержителя). Затеплив перед ней лампаду, он наглухо заложил ее в стене алтаря. Место, укрывшее святыню, тогда было известно немногим. В 787 году императрица Ирина созвала в Никее VII Вселенский Собор, провозгласивший анафему иконоборцам и восстановивший иконопочитание. Ересь иконоборчества рухнула окончательно, но святая икона была обретена не сразу.
ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XIII в. КИПРДолго благочестивые император Константин VI (790–802) и его мать Ирина искали сокрытый в стене образ. Патриарх Тарасий призывал молиться настоятелей и затворников по всем монастырям, чтобы открыл Господь, «где сокровенна» икона Пречистой Богородицы. Наконец, одному затворнику в сонном видении было дано повеление искать ее в Пантократоре. По его указанию сокрытая икона была обретена: зажженная перед ней лампада чудесным образом продолжала гореть все эти годы. Икону торжественно вынесли оттуда и снова поставили во Влахернском храме. После захвата Константинополя крестоносцами икону снова укрывали в обители Пантократора. Икона вернулась в свой храм, когда была восстановлена Греческая империя. В нем она благоволила пробыть до царствования Иоанна Палеолога, и удалилась из него окончательно за семьдесят лет до взятия турками Константинополя.
Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошел с ней стены Константинополя и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке.
Паломники из Росси, Украины, Беларуси постоянно совершают поездки в Грузию и непременно посещают Зугдиди, чтобы поклониться святыням Влахернского собора, но более всего вдохновляет их возможность поклониться Ризе Пресвятой Богородицы.
Как же попала эта святыня в Зугдиди? После разорения Константинополя Риза, хранившаяся до этого во Влахернском храме, неведомыми путями Божественного Промысла попала в Грузинскую Церковь. Согласно грузинской традиции Риза Пресвятой Богородицы была чудотворной и в течение многих столетий хранилась в Хобском монастыре*. После революции, в эпоху атеизма, о святыне вообще забыли, обнаружив ее едва ли не случайно в 1936 году. Тогда же ее перенесли из храма во дворец князей Дадиани в Зугдиди, ставший музеем, и заключили в одну из башен. В историческом музее Зугдиди хранятся и другие святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей Мегрелии в 1923–1936 годы.
* Хобский Успенский монастырь находится в Хобском районе Мегрелии, в 27 километрах от Зугдиди. Все постройки в современном состоянии относятся к концу XIII–началу XIV века. В кризисные дни Византийской империи в Грузию была принесена Риза Богородицы, которую поместили в Хобском монастыре. Здесь же оказались мощи св. вмц. Марины, св. вмч. Георгия. В 1936 году все реликвии вывезли в Зугдиди и поместили в музей. Сейчас в монастыре нет древних святынь, но память о былом осталась, и на гербе местного муниципалитета изображена Риза Богоматери.
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XI–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. (XIII–XIV вв.) ФРЕСКА. ГРУЗИЯ
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. ВНУТРЕННИЙ ВИД (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ ХРАМ. (XIII–XIV вв.) ГРУЗИЯ
ХОБСКИЙ МОНАСТЫРЬ. (XI–XIV вв.) ГРУЗИЯ
РИЗА БОГОМАТЕРИ В ДВОРЦ-МУЗЕЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ. ФОТО С ПРОЯВИВШИМСЯ ЛИКОМ ХРИСТА. ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯВ конце прошлого века Риза удивила всех еще одним чудом. Когда ее сняли на кинопленку, а затем просматривали запись на студии, вдруг заметили на полотне изображение Христа, абсолютно невидимое невооруженным глазом. Почти как на Туринской плащанице. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами.
Сейчас Риза хранится в витрине музея, она сделана из материала, похожего на холст серо-белого цвета. Лишь один раз в году, 15 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, ее приносят в церковь. Этот день очень чтится в Зугдиди и окрестностях, и верующие люди со всей Грузии приезжают поклониться Святыне. Этот праздник называют здесь Влакерноба. Пречистая Риза выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея. После торжественной службы паломники могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество христиан из разных стран приезжают в Грузию поклониться Ризе Божией Матери, промыслом Божиим оказавшейся в Ее Иверском уделе.
Во Влахернском храме Константинополя, освященном 2 июля 457 (474) года, была положена обретенная Риза Богоматери, принесенная из Палестины. Ризу Богоматери, называемую по-еврейски «мафора», что значит «головной покров» (по-гречески – мафорий). Покров этот опускался на плечи, поэтому впоследствии его стали называть «омофор» – «наплечник». Этот омофор Богородицы византийские императоры носили с собой в походах как священное знамя. Впоследствии вместе с Ризой Богородицы была положена во Влахернской церкви и часть пояса Ее. Это обстоятельство и запечатлено в православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне. Русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Царьград около 1350 года, свидетельствует: «вдохом во Влахерну, идеже лежит Риза в алтаре на престоле в ковчеге запечатана».
ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. XV в. (НА ОСНОВЕ XIII в.) КОНСТАНТИНОПОЛЬВ VI веке Историк Никифор Каллист писал: «Риза Богоматери сохранялась в этом храме (Влахернском) и доселе сохраняется, как защита для города, подавая различные исцеления, и чудесами своими, побеждая естество и время». Не раз при нашествии врагов спасала Матерь Божия город, которому даровала Свою Ризу. Так было при осаде Константинополя аварами в 626 году, персами в 677 году, арабами в 717 году. Но наиболее важным для русских людей являются события 860 года, когда Русь впервые заявила всему миру о себе.
18 июня 860 года русский флот князя Аскольда в составе более 200 судов, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Войск для защиты столицы практически не было, ибо в это время император начал поход на арабов. В связи с осадой русских император Михаил III (842–867) возвратился в столицу и, как гласят византийские хроники, всю ночь молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернской церкви.
ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ СЕЛА ВЛАХЕРНСКОГО (ГТГ)Патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копье»,– говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий. В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива.
После всенародного молебна Ризу Богоматери с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и опустили край ее в воды Босфора, после чего перенесли в храм Святой Софии. В это время началась буря, которая разметала флот Аскольда, усмирила русских воинов и сделала их князя более сговорчивым. Византийский историк XI века Кедрен писал, что тогда «испытали руссы [варяжские дружины] Божию власть и отступили». Аскольд заключил почетный мир и 25 июня снял осаду Константинополя. 2 июля чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили во Влахернскую церковь. В воспоминание этих событий Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери.
ПОСЕЛЕНИЕ АСКОЛЬДА И ДИРА В КИЕВЕ. МИНИАТЮРАВскоре, в октябре-ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». По мирному договору Византия начала выплату русским ежегодной дани, русским было разрешено вступать в византийскую армию, вести торговлю в империи (прежде всего, в Константинополе), посылать дипломатические миссии. Но самым важным событием стал пункт договора о Крещении Руси.
Византийские хронист свидетельствует, что «посольство их (русских) прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом крещении, что и было исполнено». О событиях 860 года повествуют не только греческие, но и русские летописные источники. Преподобный Нестор Летописец подчеркивает, что после русского похода на Царьград отчизна наша «начала прозываться Русская земля». Русские летописцы прекрасно понимали, что это было эпохальным для Руси событием, ибо это свидетельство на протяжении веков переходит из одной летописи в другую.
Во исполнение договора император и патриарх направили на Русь святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Незадолго перед этим святые братья изобрели славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие. Зиму 860–861 года братья провели в Корсуни, где святой Кирилл выучил русский язык. Весной 861 года они были у князя Аскольда, в Киеве. В конце 861 года святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и привезли с coбой послание князя Аскольда, в котором он благодарил императора за то, что тот прислал «такого мужа, который показал словом и примером, что христианская вера – святая. Убедившись, что это – истинная вера, повелели мы креститься по своей воле в надежде и нам достигнуть святости. Мы же все – друзья твоему царству и готовы на службу твою, когда потребуешь».
Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие дружинники князя. Так из столицы Православия – Константинополя трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Русь пришли славянская письменность и славянское богослужение. Патриарх Фотий учредил на Руси митрополию и назначил первым митрополитом Киевским Михаила, ставшего и первым святителем Русской Православной Церкви. В послании 867 года патриарх Фотий писал: «не только болгары, но и русские, грубые, нечестивые, крестились, приняли обряды с любовью и тщанием». Таким образом, день празднования Положения Ризы Богоматери во Влахернской церкви является днем основания Русской Православной митрополии и днем рождения Русской Православной Церкви. Поэтому в 1862 году на могиле князя Аскольда в Киеве была отслужена торжественная панихида в связи с 1000-летием со дня крещения первого русского князя.
Аскольд построил первую на Руси церковь в честь святого пророка Илии и пытался утвердить в стране христианство. Однако сделать этого в то время не удалось. Первый князь-христианин был убит князем-язычником – «вещим Олегом». Святая Ольга воздвигла над могилой Аскольда Никольский храм. Впоследствии в Киеве был установлен крестный ход от Аскольдовой могилы в церковь Ризоположения в память об описанных событиях.
В 907 году «вещий Олег», как и его предшественник Аскодьд, подошел с войском к стенам Константинополя и снова подтвердил военную мощь родившегося молодого государства, прибив свой щит «на вратах Царьграда». Этот щит имеет очень важную символику: на нем изображен всадник на коне, как и на будущем гербе Московского государства – святой великомученик Георгий Победоносец на коне.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОЯСА БОГОРОДИЦЫ. ИКОНАЗамечателен возврат и утверждение праздника Положения Ризы Богоматери на Русь. Празднование этого дня известно на Руси со времени святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который воздвиг во Владимире на Золотых Вратах храм в честь Ризоположения, то есть в одно время с установлением празднования дня Покрова Богородицы.
Святая Риза Божией Матери, сохранившая когда-то столицу Византии от русских язычников, впоследствии спасала от врагов и российскую столицу – Москву. В конце XIV века часть Ризы Богоматери была перенесена на Русь святым Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня), после чего в Русской Церкви стали праздновать день Положения Ризы Богоматери во Влахерне.
РИЗА БОГОМАТЕРИ В МУЗЕЕ-ДВОРЦЕ КНЯЗЕЙ ДАДИАНИ В ЗУГДИДИ. ГРУЗИЯЛетом 1451 года под стены Москвы подступили войска татарского царевича Мазовши. Столица готовилась к защите, день и ночь в храмах шла непрестанная служба. Святитель Московский Иона, как некогда святой Патриарх Фотий, призвал народ к покаянию и молитве. В ночь на 2 июля, как сообщают летописи, в татарском стане началось великое смятение; враги бросили награбленное добро и поспешно отступили, будто гонимые ужасом. Когда-то сами враги, устрашенные и вразумленные чудом от святой Ризы Богоматери, русские люди стали почитателями Пресвятой Богородицы и Она удостоила первопрестольную Москву частью Своей святой Ризы и явила Свой Покров и заступление от нашествия вражеского в день празднования Положения Ее святой Ризы во Влахерне.
В память избавления Москвы от татарского нашествия святитель Иона воздвиг в том же1451 году в Кремле церковь Ризоположения, ставшей домовой церковью митрополитов Московских. Этот храм и по сей день украшает Москву.
В середине Х века миру было явлено знамение, связанное с Влехернским храмом и упоминаемой нами святыней. В то время Византия вела войну с сарацинами. Силы врага были неизмеримо большими и столица – святой град Константинополь – оказалась перед угрозой разорения и даже уничтожения. Тогда люди собрались в храмах и в ночной молитве просили о заступничестве Царицы Небесной и защите града от нашествия иноплеменных. Во всех храмах Константинополя совершалось всенощное бдение. В то время оно начиналась вечером, а кончалась утром, так что, когда священник возглашал: «Слава Тебе, показавшему нам свет» – наступал рассвет.
Собрался народ и во Влахернской церкви, где хранилась Риза Богородицы и часть Ее пояса. За этим ночным богослужением присутствовал блаженный Андрей и ученик его Епифаний. И вот в четвертом часу ночи у блаженного Андрея открылись духовные очи, и он узрел дивное видение: он увидел, как от западных врат к алтарю идет Сама Пресвятая Богородица, на главе был сияющий мафорий, Ее сопровождали святой Иоанн Предтеча и святой апостол Иоанн Богослов. В это время блаженный Андрей обратился к Епифанию: «Видишь ли ты Владычицу?». Тот ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь».
Матерь Божия подошла к алтарю, остановилась у Царских врат, опустилась на колени и долго молилась за христиан. Затем, подойдя к престолу, снова опустилась на колени и молилась. По окончании молитвы Она вышла из алтаря, сняла со Своей головы мафорий и простерла его над молящимися людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Матерь Божия просила Сына Своего: «Приими всякаго человека, молящагося Тебе и призывающаго имя Мое на помощь, да не отыдет от лика Моего тощ и неисцелен!»
Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над миром покрывало и на блиставшую подобно молнии славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым». Видели все это только святые Андрей и Епифаний, но весь народ сердцем чувствовал присутствие Царицы Небесной. Весть об этом видении быстро распространилась по городу, воодушевила народ и войско, и Константинополь вскоре был освобожден от осады.
Святой Андрей, удостоившийся этого видения, был славянин, в молодые годы попавший в плен и проданный в рабство местному жителю Феогносту.
В честь этого события и было установлено празднество Покрову Богородицы и потому Святая Церковь воспевает в этот день: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых за ны невидимо молится Богу: ангелы со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».
До XII века праздник Покрова Богородицы был местным праздником Влахернской церкви, была написана икона в честь этого события, однако ни Греческая, ни Римская церковь не знали этого праздника. Впервые общецерковное празднование дня Покрова Богородицы было установлено на Руси. В Прологе XII века записано: «Се убо, егда в мыслех помышлях, кяко стршное и милосердное видение и паче надеяние и заступление нелегко, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника остается Святый Покров Tвой, Преблагая!» В праздничном песнопении Покрову Богородицы Русская Церковь обращается к Пречистой: «За ны грешныя молися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».
В XII веке появились на Руси храмы в честь Покрова Богородицы, в том числе один из самых прекрасных на Руси – храм Покрова на Нерли. И впоследствии очень часто посвящали русские люди новые храмы празднику Покрова, ибо всегда чувствовали особый покров и заступничество Царицы Небесной над народом и землей нашей. Да и знаменитый храм Василия Блаженного на Красной площади – тоже Покровский.
Праздник Покрова Богородицы был установлен на Руси в середине XII века при святом благоверном князе Андрее Боголюбском, тогда же была создана служба празднику. Установлением этого празднования была утверждена вера всего русского народа в то, что Сама Божия Матерь приняла Русь Святую под Свой Покров.
Покров Богородицы стал одним из любимейших русских церковных праздников. Русские люди особенно любят Богородичные праздники. Какой-то свет озаряет в эти дни души людей и благодать изливается в сердца тех, кто молится Божией Матери. Вот почему православные христиане имеют в домах своих иконы Божией Матери и много раз в течение дня повторяют молитвы к Ней, стараются особо отмечать дни, связанные с памятью Пречистой.
Удивительно, но долгое время в Греческой церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы не отмечался. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу Греции освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. В октябре 1944 года после трех с половиной лет немецкой оккупации, Афины были освобождены от немецко-фашистских захватчиков в день празднования Покрова Богоматери. После этого Священный Синод Элладской Православной Церкви установил празднование дня Покрова Пресвятой Богородицы 28 октября. По благословению Архиепископа Эллады и Священного Синода была составлена новая Служба Покрову Богородицы по случаю освобождения Греции от оккупационных войск в минувшую войну. День празднования приурочен к государственной дате – 28 октября. Служба составлена келлиотом Герасимом на Святой Горе. Константинопольский Патриархат также последовал этой календарной перемене в греческих епархиях и в диаспоре, и ныне это празднование широко распространилось в грекоязычном Православном мире.
Тропарь праздника Покрова Божией Матери
в Элладской Церкви, глас 1-й:
Покро́ва Твое́го, Де́во, воспева́ем благода́ти, его́же, я́ко светоно́сный о́блак, простира́еши па́че ра́зума и покрыва́еши лю́ди Твоя́ у́мно от вся́каго вра́жия наве́та. Тебе́ бо Покро́в, и Предста́тельницу, и Помо́щницу стяжа́хом, вопию́ще Ти: сла́ва вели́чию Твоему́, Чи́стая, сла́ва Боже́ственному Покро́ву Твоему́, слава Твоему́ о нас промышле́нию, Пренепоро́чная.
Следует сказать и о судьбе пояса Богоматери. Многие года пояс Богородицы передавался верующими друг другу и в царствование императора Аркадия (395–408)) был перенесен в Константинополь.
После падения Константинополя известно о нескольких местах нахождения частей этой реликвии, прославившихся множеством чудес:
– монастырь Ватопед (Афон) – дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары;
– монастырь Троодитисса (Кипр);
– Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) – часть, привезенная племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV.
Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы совершается 31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года. Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), спустя неделю после церковного новолетия, и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: «Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость».
Александр Трофимов
Они остановились на ночлег в доме пожилой женщины-еврейки, где увидели комнату со множеством горящих свечей, непрерывно воскуряемым фимиамом и множеством больных, жаждущих исцеления. На вопрос с чем связано такое почитание этого места они услышали следующую историю:
Получив возможность провести ночь рядом со святыней, братья измерили ковчег , в котором она хранилась, а затем в Иерусалиме заказали изготовить его копию и златотканый покров на него. На обратном пути в Назарете они подменили ковчег с Ризой и привезли реликвию в Константинополь .
Братья поместили Ризу в своей домовой церкви и тайно хранили её, но, согласно преданию, многочисленные чудеса, происходившие от неё, заставили их сообщить о реликвии византийскому императору и константинопольскому патриарху Геннадию I . После чего, в 458 году , Риза была положена во храме Божией Матери, построенном на берегу Влахернского залива (Влахернская церковь). В честь этого события было установлено ежегодное празднование «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне».
Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы , вскрытой по решению Шестого вселенского собора . Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне .
О нахождении Ризы Богородицы во Влахерне свидетельствует русский паломник XIV века Стефан Новгородец :
По церковному преданию, в память об этом событии был написан первый акафист Богородицы, который был впервые прочтён ночью во Влахернском храме после чудесного избавления города от неприятельского флота. Данный акафист стал частью службы Акафистной Субботы - праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста . Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом .
Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке . Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия », ставшего значимой реликвией московских великих князей. В честь праздника Ризоположения было простроена множество церквей и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения (в Московском Кремле)). Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына . (Не путать с Ризой Господней , положенной в Москве в 1-й пол. XVI века).
|
15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
В своей любви к Матери Божией Православная Церковь окружает всё, что связано с Её земной жизнью великим почитанием. Церковь отмечает два праздника, связанных с одеждами Пречистой Девы: Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) и Положение честного пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне (31 августа/13 сентября).
Ризой в древние времена на востоке называли одежду, платье, военные доспехи. Сегодня в разговорной речи это слово почти не употребляется, зато очень распространено в церковной среде. «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою», – поется при одевании крещаемого, когда тот, после Крещения, облачается в белую одежду в знак того, что крестившийся облеклся во Христа, сделался чистым, оправдался от всякого греха. Также и богослужебные одеяния священнослужителей называются ризами. А помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь – ризницей.
Еще одно слово, также обозначающее одежду вообще у древних народов, в том числе и у евреев – хитон – греческое название рубашки, платья.
Омофор или мафорий – также греческие слова, означающее головной покров, большое покрывало, которое носили женщины.
Хитон, или платье Пресвятой Богородицы, омофор или Ее головной покров и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.
Замечательна история этих величайших святынь всего христианского мира. Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. Придя в Назарет, город, где произошло Благовeщение, они остановились ночевать в небольшом селении, в доме благочестивой женщины. В одной из комнат они почувствовали сильное благоухание ладана, кроме того, на свещнице горело множество свечей. Это было так необычно, что вельможи спросили хозяйку, что это значит? Она рассказала им, что хранит у себя дорогую святыню – ковчег с ризой Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Поведала и о том, как ей досталась эта дорогая святыня, сокрушаясь, что в ее роде уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием – дабы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града – и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь. Заказав копию ковчега, в котором хранились одежды Пречистой, они тайно подменили его и благоговейно, с несказанной радостью отправились со святыней в Константинополь, или, как его называли на Руси, Царьград. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.
По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.
Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.
Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года.
18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».
В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 2/ 15 июля.
Вскоре русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». Важнейшим был пункт о Крещении Руси. В византийских хрониках записано, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено». Аскольд принял святое Крещение с именем Николай. Крестились и многие из его дружины. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в особые списки – нотиции – епархий Константинопольского Патриархата.
В документах того времени сохранились слова Святого Патриарха Фотия: «Руссы, которые подняли руку против Римской державы, в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших». (Византийцы считали «подданными» всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) «И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».
Вот так, удивительным образом праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, одновременно праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией Матери и чудом от Её святой ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и призвание русских к вечной жизни. Вместе с тем 860 год принёс признание Киевской Руси Византией: молодое Русское государство вышло на арену истории.
Преподобный Нестор Летописец отмечает, что именно с этого времени «начала прозываться Русская Земля».
Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. Святой князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное».
Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.
В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385), и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах.
Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву.
Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.
Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени.
Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2\15 июля), совершается Божественная литургия и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.
Частица ризы Пресвятой Богородицы хранится также в Серапионовой палатке Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и доступна для поклонения.
В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.
Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.
Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии.
Миссионер-католик Джузеппе Мария Дзампа пишет: «Говорят, что в те времена (по взятии Византии турками) в Колхиду приехал один архиепископ, привезя с собою плащаницу, которая, по их словам, принадлежала Богородице… В длину она равна восьми римским ладоням, в ширину – четырем, рукава в одну ладонь и узкий ворот… Материал, из которого она сшита, желтый, местами с набивными цветами, и вышита она иглой…»
Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.
Многие, кто только начинает свой непростой путь в православный мир, сталкиваются с проблемой церковной терминологии. Многие из этих слов кажутся непонятными, требующими детального изучения. В храме все имеет свое название - начиная от обстановки церкви (амвон, аналой, хоругвь, жертвенник и т. д.) и заканчивая праздниками, службами и таинствами. В этой статье вы познакомитесь с понятием «риза».
Термин риза имеет 2 определения. В первом случае она обозначает фелонь, специальную одежду для священнослужителей, надеваемую во время церковной службы. Также риза - это оклад для иконы, изготовленный из золота или вышитый жемчугом. Еще этим словом называют одежды Пресвятой Богородицы, которые были найдены константинопольскими аристократами после Ее успения.
В широком смысле слова риза - это одеяния духовенства. Конкретно данное понятие обозначает широкую одежду наподобие плаща, не имеющего рукавов. Впереди оно имеет широкий вырез для того, чтобы священник во время литургии был свободен в движениях. Цвет ризы зависит от праздника, в честь которого проводится богослужение. Например, в дни памяти пророков и великих святых, а также в Вербное Воскресенье и на Святую Троицу священник облачается в зеленые одежды. Если в храме батюшка имеет голубую ризу - значит, в этот день какой-либо праздник в честь Богородицы. Господские дни можно определить по золотым Если идет Великий Пост, батюшки служат в фиолетовых ризах. В красные одежды церковнослужители облачаются во время поста на Рождество и на Воздвижение. Таким образом, риза - это и определенный символ церковного праздника.
С данной реликвией связана целая цепь событий. Два византийских брата, отправившись в Галилею, решили посетить г. Назарет и дом, в котором жили Пресвятая Дева со Своим сыном Иисусом. От нынешней хозяйки юноши смогли узнать, что в одной из комнат хранится священная реликвия, исцеляющая от всех болезней - слепые прозревают, а хромые начинают ходить. Они увидели святыню под названием риза - это одежда Пресвятой Богородицы, которая передавалась из поколение в поколение после Ее земной смерти. Хозяйка дома взяла с братьев обещание, что те не расскажут никому о великой тайне, пока эта женщина не умрет. Юноши дали обет, но, увидев ризу Богородицы, помещенную в ковчег, задумались о том, что же станет с реликвией после смерти хозяйки дома.
Тогда братья решили пойти на хитрость: они отправились поклониться Кресту Господню и пообещали на обратном пути зайти еще раз, чтобы попрощаться. Находясь в пути, братья смогли заказать ковчег, точь-в-точь походивший на тот, что хранил в себе ризу Богородицы. Также юноши купили покрывало из золота, которым они накрыли святыню, прося у хозяйки дома в Назарете позволить им всю ночь молиться перед реликвией. Когда все в доме легли спать, братья упали на колени перед святыней, прося Пресвятую Богородицу простить им тот грех, который они собираются совершить. Подменив купленный ковчег на истинную реликвию и покрыв его золотым покрывалом, юноши отправились отдыхать.
На утро братья простились с хозяйкой, взяв с собой ризу Пресвятой Богородицы. В Византии они основали малый храм, в который поместили священные одежды Божьей Матери, никому об этом не сказав. Но реликвия была настолько благодатна, что братья не смогли больше молчать и рассказали о великой находке императору. Тот с благоговением принял святыню и поместил ее во Влахернский храм. В честь данного события было установлено празднование Ризоположения Богородицы, которое отмечается и по сей день 15 июля. В настоящее время нахождение реликвии неизвестно. Она пропала после страшного пожара, в результате которого сгорела Влахернская церковь.
Таким образом, значение слова «риза» может быть истолковано по-разному.
pesni-v-podarok.ru - Песни и праздники