Как приветствуют гостей в белоруссии сценарий. Сценарий праздничного гуляния «Гуляй, люди веселей, самовару – юбилей»

Сценарий «Белорусы в гостях у школьников»

Описание: материал предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей, учителей, родителей
Цель: воспитание уважения к традициям Белорусского народа
Задачи:

организовать деятельность учащихся по актуализации знаний о традициях белорусского народа;

развивать познавательный интерес;

обогащать и расширять словарный запас.
Ход выступления

Звучит музыка «Бульба», Мальчик пляшет, Девочка чуть поодаль стоит с рушником на нём - хлеб. После того, как музыка затихает, говорит девочка)

Девочка: Вот такой мы – танцующий народ!

Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.

Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Мальчик: Прибыли мы к вам издалека из Белоруссии. Беларусь большая страна. Знаете, почему ее так назвали?

Девочка: Если посмотреть внимательно на карту, то можно увидеть, что рядом с нами есть Белое – Балтийское море, отсюда и белорусы.

Мальчик: Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом.

Девочка: У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн.

(Во время рассказа детей открываются на экране слайды презентации о Белоруссии)

Мальчик: Мы, не только гостеприимный народ. Мы ещё и трудолюбивый народ.

Девочка: Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело.

Мальчик: Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы издавна использовались в качестве оберега дома.

Девочка: Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками. Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников.

Мальчик: Мы, белорусы умеем не только работать, но и отдыхать. Как вы видели мы танцующий и поющий народ. Очень любим мы, белорусы, проводить праздники: «Масленица или Сырница», «Пасха», «Иван Купала», «Дожинки», «Коляды».

Девочка: А вы знаете, какой сегодня день по старинному календарю? Сейчас мы Вам расскажем.

Мальчик: День сегодня не простой

Праздник к нам пришел святой

Девочка: Наступило Рождество

Начинаем торжество

Мальчик: Спешите все сюда

В гости коляда пришла

Девочка: Ну-ка, дети, расскажите,

Что такое «святки»?

(Дети из зала)

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный

2 . Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Девочка и мальчик вместе:

Так давайте же сейчас,

Встретим мы его у вас.

(Все 4 ребёнка выходят из зала, одевают на головы шапки разных животных)

Хозяйка: (Сидит сбоку от накрытого стола. На столе стоит сундучок и несколько глиняных горшочков)

Хорошо зимой – работы никакой

Сидишь себе в избе, чаек попиваешь

Про былое вспоминаешь.

(Звучит музыка, стук, шум, входять эти же дети, на головах у них шапки животных)

Хозяйка:

Никак колядовщики пожаловали?

Девочка:

Здравствуй, хозяюшка!

Дети:

- С Новым годом!

С новым счастьем!

С новым здоровьем!

Мальчик:

Хозяйка, со скамейки слезайте,

Свечки зажигайте.

1 ребёнок:

Открывайте сундучки,

Раздавайте пяточки.

2 ребёнок:

Кто не даст пирога

Корову за рога.

Девочка:

Не дадут пирога

Разобьём ворота.

Мальчик:

Не дадут лепёшки,

Разобьём окошки.

Хозяйка:

Ой, окошки не надо бить

Я только вставила,

А гостям всегда рада!

Мальчик:

Хозяюшка, а говорять, изба у тебя большая, да не простая?

Хозяйка:

Моя изба пирогом подперта, да блином покрыта.

Девочка:

А правда, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и волшебные вещи имеются?

Хозяйка:

А как же! Сейчас сами проверите.

А, ну-ка, народ,

Становись в хоровод.

(Дети становятся вокруг стола и идут за Хозяйкой по кругу. Все хором говорять такие слова)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочок.

Что сбудется, станется?

(Останавливаются и все по очереди открывают кришечки с ближайшего к себе горшочка, вынимают из них различные предметы. Высоко поднимают их, чтобы все присутствующие могли их увидеть.)

Хозяйка:

Полотенце – ждёт тебя, дружок, дорога или путешествие.

Хлеб – у тебя в дому достаток будет и благополучие.

Колечко – сейте муку, пеките пироги, свадьба скоро, женихи придух.

Лента - к богатству, к деньгам!

(Хозяйка открывает последний горшочек)

Лента – а у меня лента, знать жить мне в большой семне счастливой жизнью!

(В это время один ребёнок чихает)АП- ЧХИ!

Хозяйка:

А знаете, есть такая примета, кто в Новый год чихнёт – тот здоровым год проживёт!

Кто болеть не желает, дружно за мной повторяет АП - ЧХИ!

Мальчик:

Дай вам Бог здоровья!

Дети хором:

Сеем, веем, посеваем

Счастья, радости желаем!

Сеем, веем, посеваем

С новым годом поздравляем!

Хозяюшка: (открывает сундучок и раздаёт всем детям угощение: печенья, конфеты)

А вот вам и угощение,

Конфеты и печенья.

Девочка:

До свидания, Хозяюшка, спасибо за угощение

За конфеты да печенье! За доброту и ласку!

Мальчик:
Мы играли и плясали,

Много нового узнали.

Девочка:
Хорошо в гостях у вас,

Только поздний нынче час.

И вам пора прибраться

И нам ещё до дому добираться.

(Все кланяются друг другу)

Хором мальчик и девочка:
Бывайте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.

Белорусские посиделки

Цель: через воспитание любви к народным традициям, фольклору воспитывать любовь к истории своего народа, своей страны.

Задачи:

    познакомить с народными традициями чаепития;

    прививать интерес к народным традициям, фольклору

    развивать творческие способности учащихся;

    Воспитание интереса к подготовке и проведению подобного рода мероприятий, ответственности, самостоятельности.

Оборудование: костюмы: народные костюмы, историков, осени, овощей и фруктов; домашние заготовки, столы, стулья, скатерти, мультимедийный проектор, аудиозаписи

Ход мероприятия:

Выходят хозяин и хозяйка.

Хозяйка . Проходите в зал наш светлый,

Дорогие граждане.

Чтить традиции народа –

Это дело каждого!

Хозяин . Очень часто за событиями

И за сутолокой дней.

Старины своей не помним,

забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

нам полёты на Луну,

вспомним дедовы обычаи,

вспомним нашу старину.

Хозяйка. В старые времена был такой обычай: как заканчивали свою работу, коротали осенние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать. Весело было! Вот мы и решили пригласить всех вас сегодня

Хозяин и хозяйка вместе . На белорусские посиделки!

Хозяйк а. Милости просим. Если уж величать - так на пороге встречать.

Хозяин. Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

( выходят 3 девочки в народных костюмах)

1-ая. Нам начинать досталась роль,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки белорусские.

2-ая. Жива традиция. Жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

3-ая. И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль.

(низко кланяются, вручают каравай гостям)

Хозяйка. Хлеб – символ земли, соль – символ солнца. Соединение этих двух сил дают жизнь и силы.

Хозяин . Собрались все вместе коли,

Как там бают: «чином чин»,

Начинаем с хлеба-соли,

С доброй песни наш зачин.

Хозяйка. Где песня льётся,

Там легче живётся.

Песня «Люблю наш край

(выходят дети)

1-ый. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы пот «сусекам»

Личных дач своих, квартир.

2-ой. Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы снова возродить.

3-ий. Наши предки при лучине,

Иль под светлый небосвод –

Веселились, песни пели,

Да водили хоровод.

4-ый. Мы от предков не отстанем,

Возрождать, так возрождать.

Девочек народный танец

Пригласим нам станцевать.

(народный танец)

Ведущий . Всем нам нравится что-то в каждом человеке, но сразу люди всегда обращают внимание на то, во что и как человек одет. Ведь не зря в народе говорят «встречают по одёжке». Современную удобную одежду носят все. Но есть ещё одежда, которая олицетворяет тот народ или ту страну, которую представляют люди в специально сшитой одежде. В национальном костюме собраны лучшие образцы ткачества, вышивки, дизайна. Покрой национальной одежды таков, чтобы в ней было удобно, тепло. Когда мы видим человека в национальном костюме, то сразу вырисовывается образ той страны, которую он представляет.

Как и у всех народов мира, у нашего белорусского народа тоже есть свой национальный костюм. Формировался и развивался белорусский костюм на протяжении многих веков. Традиционен для Беларуси геометрический орнамент и растительные узоры.

В ансамбль женской одежды входит рубаха, юбка, льняной передник, пояс, гарсет (безрукавка), головной убор, обувь.

Рубаха – важная часть одежды. Рукава вышивались красным ромбическим орнаментом. Рисунок юбки может быть разным – клетка, продольные и поперечные полосы в красном, сине-зелёном и серебристо – белом цвете. Гарсет – короткая безрукавка – голубого, чёрного или малинового цветов.

Пояс всегда разноцветный, обычно красно-зелёно-белого орнамента. Может быть с помпонами или бахромой. Выбор причёски и головного убора зависел от возрастных показателей. Девочки и девушки обычно заплетали одну или две косы, на голову надевали узкую тканевую ленту или венок. Замужняя женщина не должна была выходить из дома без головного убора. Ежедневной обувью были лапти, а на торжественные случаи и праздники девушки надевали чёрные черевички.

Традиционный комплект мужской одежды состоит из полотняной рубашки, которую носили навыпуск и подпоясывали поясом. Жилетки, штанов, калош, на которые обували лапти. На голову надевали соломенную шляпу. В мужском костюме преобладает белый цвет, а узоры присутствовали на поясе, воротнике, манжетах и нижней части рубахи.

Хозяин . Белоусы – нация такая!

Средь лесов волшебных и болот

Он светлою рекою протекает,

Мой мудрый и талантливый народ.

Хозяйка . Огонёк души не тухнет,

Памятью живёт народ.

О национальной кухне

Разговор сейчас пойдёт.

Ведущий. В зависимости от географического положения и климатических условий разные народы питаются и приготовляют пищу по-разному. Особую, очень богатую и интересную историю имеет и белорусская национальная кухня. Издавна белорусы жили в тесной связи с русскими, украинцами, поляками, литовцами и латышами. Нет ничего удивительного, что белорусская кухня оказала влияние на кухни соседних народов, а они, в значительной мере повлияли на белорусскую кухню.

Кулинарное искусство всегда было тесно связано с бытом, культурой, обычаями народа. Белорусы, как и другие славянские народы, издавна занимались земледелием. Рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, горох – древнейшие культуры, которые возделывали на территории Беларуси.

С незапамятных времён известны в Беларуси огурцы, редька, репа, лук, чеснок. Особое внимание всегда уделялось хлебу. По наличию хлеба судили о материальном достатке семьи. У белорусов с детства воспитывалось уважение и бережливость к хлебу. Хлебом-солью всегда встречали хозяева дорогих гостей. Наиболее древнее праздничное хлебное изделие у славян – каравай. Много пословиц и поговорок сложилось в народе о хлебе: «Хлеб в доме – хозяин, на работе – друг, в дороге – товарищ», «»хлеб – всему голова», « хлеб да каша – пища наша»

К национальным особенностям белорусской кухни относится широкое использование картофеля, который сеяли и употребляли в пищу уже с середины 18 века. Недаром белорусы называют его вторым хлебом. «Картофель хлебу подспорье» - говорят в народе.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная картошка?

Без неё какой обед?

Без неё обеда нет.

Жарь её, вари, туши –

Наедайся от души.

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт.

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

Повседневным блюдом белорусов является отварной картофель, картофельное пюре и т.д. Особой популярностью пользуются традиционные драники – картофельные оладьи. Из картофеля готовят пирожки с различными начинками, картофельную бабку, картофельные клёцки. Он входит в рецепты многих салатов, подаётся с соленьями, грибами. В народной белорусской кулинарии насчитывается более 200 блюд из картофеля.

Среди традиционных напитков белорусов: квас, берёзовик (квас из берёзового сока), а из фруктов и ягод готовят кисели и компоты. Но, конечно, самый любимый напиток – это чай.

Хозяин.

Среди напитков разных

В народе, так и знай,

Предпочитают люди

Простой горячий чай.

Хозяйка.

Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Нет чая ничего полезней.

Хозяин.

Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Хозяйка .

Силы новые даёт,

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

Хозяин . Да, чай – прекрасный, полезный напиток. Он утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. А кто знает, откуда и когда пришёл к нам чай?

(выходит группа историков)

1. Когда-то, 5 тыс. лет тому назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Слово «чай» в переводе с китайского означает «бодрость».

2 . Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. И, тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайны его обработки. Благодаря этой истории европейцы смогли разводить чай в своих колониях.

3. В 1638 году русский царь Михаил Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время званого обеда гостей угощали каким-то горьким и терпким напитком. Посол донёс царю: «Я не знаю, листья какого дерева или травы варят в воде, приливают несколько капель молока и потом уже пьют, называя чаем».

4. В 1654 году в Кита был послан боярский сын Фёдор Байков. Вернувшись домой, он поведал, что чай выращивают китайцы на плантациях, собирают его только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая.

5. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития люди успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

6. Славяне начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. В первое время были и противники чая. Некоторые отвергали его, как и табак и даже приписывали чаю вредные свойства. Но постепенно были обнаружены истинные достоинства этого напитка. Сначала чаем пользовались как лекарством, затем как напитком, снимающим усталость и благотворно влияющим на весь организм человека.

7. Вскоре славяне оказались на втором месте после Англии по потреблению чая. Славянское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. Первый самовар появился в 1679 году. Чай в нём кипятили при помощи шишек, тресок, раздували голенищем сапога.

Песня «Самовар»

8. В древней китайской рукописи писалось: «Чай есть растение чрезвычайное, он удаляет все недуги, прогоняет сонливость; головная боль от чая уменьшается и излечивается совершенно.

9. Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. В чае присутствуют почти все витамины, а также кофеин, эфирное масло, дубильные вещества.

10. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

11. Издавна люди любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус – это бодрящий и тонизирующий напиток.

Чтец1 Трава пахучая да кружка кипятка,

Бурлящая и на пару крутая.

С плантаций чайных древнего Китая

Шагает к нам через века.

Чтец 2 Народ малину и черёмуху молол,

И лист смородины пучком сушил для чая.

Садились надолго с молитвою за стол,

Гостей и родичей за чаем привечая.

Чтец 3 Я не учён, как вы, но в этом прав,

Смотри на блюдца круглое оконце –

В чаинках аромат цветов и трав,

И крепкий дух земли твоей и солнца.

Чтец 4 Советовал дед внуку: «Не спеши!»

Не любит чай ни суету, ни скорость.

С достоинством пей, с чувством, от души.

И не возьмёт тебя ни боль, ни жарь, ни хворость.

Хозяин.

Кто сказа, частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?!

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?!

Хозяйка.

Эй, девчёнки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Частушки

1 .На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.

2 .посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

3. самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец-самовар.

4. самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

5. лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного крутого

Самоварного чайку.

6. Ох, как я чаёк пила

Самоварничала,

Чашки мыла – все разбила-

Накухарничала.

7. Ой чай, крепкий чай!

Пейте чай-чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день – денёчек!

8. Чай хорош от всех болезней,

Лечит он любой недуг.

Он всех снадобий полезней,

Чай здоровью лучший друг.

Хозяин.

А теперь отгадайте загадки.

Бел, как снег, в почести у всех.

В рот попал – там и пропал. (Сахар)

Хозяйка.

Чёрненько, горяченько, а все любят. (Чай)

Хозяин.

Кольцо не простое,

Кольцо румяное,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье,

Ну и объеденье. (Бублик)

Хозяйка.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)

Хозяин.

Медный бес на стол залез.

По бокам вода играет,

в середине огонь полыхает. (Самовар)

Хозяйка.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят –

По кусочку все съедят. (Пирог).

Хозяин.

Молодцы у нас ребята!

Хозяйка.

А девчата? Хозяин. И девчата. Ну ни в чём не уступали, Все загадки отгадали!

Хозяйка.

А вот какие пословицы и поговорки придумал народ о чае:

Чай пить – приятно жить.

Чай пить – не дрова рубить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Пей чай – не вдавайся в печаль.

Устал –пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.

Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

Хозяин.

А ещё силы нашему организму дают фрукты и овощи. Особенно много овощей щедрой осенью. И мы все заготавливаем их на зиму и, а также делаем из них различные салаты и разносолы, солим, маринуем, варим, жарим. Чтобы в холодную зиму в наш организм попадали витамины, придавали нам силы и укрепляли здоровье.

А какой овощ самый главный мы узнаем посте того, как посмотрим сценку «Спор овощей».

Сценка «Спор овощей»

1 ведущий

Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьёзный спор.

(выходят дети, играющие роль овощей)

2 ведущий.

Кто из вас, из овощей, и вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Выскочил горошек, ну и хвастунишка!

Горошек

Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!

Если только захочу, всех горошком угощу!

1 ведущий .

От обиды покраснев, свёкла проворчала…

Свёкла. (важно)

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала!

Свёклу надо для борща и для винегрета.

Кушай сам и угощай – лучше свёклы нету!

Капуста (перебивая)

Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи.

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчишки-плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой!

Морковь

А морковочка-подружка дорога и люба.

Ешьте, дети, все морковь, очищайте зубы.

Огурец (задорно)

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!

Превосходный огурец лежит на рыхлой грядке.

Ешьте, дети, огурцы, будет всё в порядке!

2 ведущий.

Тут надулся помидор и промолвил строго…

Помидор.

Не болтай, огурчик, вздор, помолчи немного.

Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный!

Ешьте, дети, помидоры, пейте сок томатный:

Он полезный, витаминный и на вкус приятный.

Лук

Лук зелёный – объеденье! Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зелёный, он полезен людям.

Витаминов в нём не счесть,

Надо лук зелёный есть.

И головки лука тоже всем полезны и пригожи.

Картошка (скромно)

Я, картошка, так скромна – слова не сказала…

Но картошка так нужна и большим, и малым!

Ведь картошка – хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

1 ведущий.

Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!

Чтоб красивым, сильным быть, надо овощи любить

Все, без исключенья, в этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус,

И решать я не берусь,

Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

А вы, ребята, можете сказать, какой же овощ самый главный? Правильно, все овощи полезны и важны.

Учитель. А сейчас проведём аукцион закаток. Ваши родители принесли к нам на посиделки разные вкусности, которые сейчас буду разыгрываться в аукционе. Желающие приобрести закатку, назначают свою цену. Предложивший наибольшую цену, забирает продукт себе. Итак начинаем наш аукцион. Этот продукт – настоящая кладовая витаминов. Он сделает обед вкусным, настроение хорошим. Начальная стоимость – 500 рублей. (проводится аукцион пока все закатки не будут куплены).

1. В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2. Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу- время, а потехе

Рады люди как-никак.

3. Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая.

Это – наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная,

Наша чистая, земная,

В мире лучшая страна!

4. Мы делились новостями,

мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч.

5. Наш праздник подошёл к концу,

Веселье ж не кончается.

Пускай всегда лицом к лицу

Одни друзья встречаются.

6. на встречу к нам пришёл народ.

И всем вам пожелание

Пусть будет с вами и вперёд

Терпенье и старание.

7. И счастье, и свершение,

И настроение бодрое,

Но главным украшением

Пусть будет сердце доброе.

Хозяин.

Самовар шумит, баранки

На скатёрке-самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, люди, чаем

Вас сердечно угощаем.

Хозяйка.

К чаю ароматному

Пряники печатные.

Пейте чай, пирог берите,

Чаще в гости приходите!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«Средняя школа № 11 г.Гомеля»

БЕЛО-

РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Из опыта работы

Морозовой Н. В., воспитателя государственного учреждения

образования «Средняя школа

11 г. Гомеля»

Гомель

2015г.

Татьяна Волошаненко
Сценарий праздника «Национальные подворья»

Белорусский флаг, герб, национальные белорусские костюмы , костюм аиста, цветы льна, березовые веточки, рушники с белорусским орнаментом.

Звучит фрагмент песни «Беловежская пуща» . На экране виды природы Белоруссии. Подтанцовка (1 ученик - в костюме аиста остальные в белорусских костюмах с цветами льна или березовыми веточками).

Алина Яхина :

Ах, Беловежская пуща!

Нет тебя краше и лучше!

Аист на крыше, озерный край,

Белоруссия – зажигай.

Приветствуем учеников 1а класса, они представляют белорусов.

Ольга :

Белоруссия славится своими необъятными просторами. Её называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями. Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями.

Полина :

Радзіма наша – Беларусь,

І колькі ні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсей зямлі

Мілей, чым гэты край.

Алина Яхина :

Белоруссия родная

Не узнать тебя совсем,

Ты такой красивой стала

Расцвела на радость всем.

Алина Шепилова :

Красота твоих проспектов,

Высота твоих домов,

Вызывает восхищенье

У людей всех возрастов.

Устинья :

По обочинам деревья

Зеленеют и цветут,

Много памятников новых

Воцарилось там и тут.

Никита :

А какая чистота,

Всё ухожено и мило

И везде фонтаны льют,

До чего же всё красиво.

Алина Яхина :

Ты откуда, белорусская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки –

Уронили дудки.

Пролетали гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

В Белоруссии родились.

Ольга :

Пускай тысячелетия пройдут,

А нашим песням жить и не стареть.

Славян потомки их поют

И внуки наши, тоже будут петь.

Устинья :

В этот день нельзя без песен,

В песнях всё - судьба и жизнь.

Праздник нынче так чудесен ,

Все забудь и веселись!

ПЕСНЯ «ЭТО БЕЛОРУСЬ» .

В конце песни выносят флаг и герб Белоруссии.

Государственный флаг Белоруссии имеет три цвета : красный, зелёный, белый. Красный цвет – знак Солнца. Зелёный – цвет полей и лесов, цвет природы, цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На белом фоне расположен красный народный узор – орнамент.

Ливнем вымытые нивы,

Осененные рассветом,-

Сочетаются счастливо

Цвет зелёный с красным цветом.

Полыхание восхода,

Всходы – полосою узкой, -

Соткала сама природа

Флаг державы Белорусской.

Разве довод мой не весок :

На весеннем кругозоре

И заря, и перелесок,

И березы белокорье,

Розовый узор и млечный,

Красок радостная спевка –

Как орнамент наш извечный

Красно-белый возле древка.

Учитель :

Флаг развевается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торговых представительств, консультантов за рубежом, судах, плавающих в открытом море.

Вторым государственным символом является герб.

Маграрита :

Все государства имеют свои гербы – официальные эмблемы, которые часто являются составной частью флага. Они изображены на печатях, бланках, денежных знаках страны. Изучение гербов занимается наука геральдика.

Никита :

Излучает он чудесный свет,

У него – высокая судьба,

И, пожалуй, в целом мире нет

Благородней этого герба.

Гармонично сочетает герб,

Воедино сопрягает он

Солнце и колосья, свет и хлеб,

Человеком чтимый испокон.

В ярких выразительных тонах

Колоски, цветы родных полей.

В толстых геральдических томах

Нет герба красивей и светлей.

Алина Яхина :

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Мы грустить не разрешаем.

Всех на танец приглашаем!

Катя :

Развеселый мы народ,

Гоним скуку из ворот!

Если только захотим,

Вмиг всех вас развеселим!

Эй, ребята, просим вас :

Начинайте перепляс!

Наш праздник продолжается ,

Грустить здесь запрещается.

Да, разве здесь до грусти,

Если есть блюдо белорусское!

Белорусская кухня удивительна! Вот где любят овощи! Это и определяет главную особенность кухни белорусов – изобилие овощей. А чего стоят колдуны белорусские пельмени или драники. Излюбленный десерт в Белоруссии – национальный кисель .

Алина :

Нам без бульбы жить на свете

Очень даже грустно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда :

И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Наша бульба лучше всех!

Выходит девочка в костюме картошки.

Здравствуй, милая картошка,

Кормишь ты честной народ.

Если есть картошка в доме,

Сытым будешь круглый год.

Полина :

Я на любом столе – любимый самый,

И в честь меня пора давать салют!

Ведь из картофеля на кухне мама

Вам приготовит сотню разных блюд!

Катя :

Всё лето ботвой шелестела,

сидела в бороздке и зрела.

Росла, чтоб рассыпчатой стать.

В костре на углях загорать.

В мундире чуть-чуть почерневшем

Так пахнет - "Возьмите и съешьте".

Я овощ, а вовсе не фрукт,

какой-то заморский продукт.

Картошка иль бульба, поздняя, ранняя.

И в щах и с грибами желанная. "

Презентация блюда. Звучит песня про бульбу.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом .

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растем,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

ПЕСНЯ «ДВЕ СЕСТРЫ БЕЛОРУСЬ И РОССИЯ»

«Калядная ноч»

Лявон, Лявонiха, Чорт, Мiкiта, Каза, Цыган, Цыганка, Мядзведзь, Ведзьма - дарослыя.

Хата Лявоніхі і Лявона, запальваецца святло. Лявон ляжыць. Уваходзіць Лявоніха.

Лявоніха: Лявон! Лявон! Ды дзе ты? Куды запрапасціўся? (шукае). А што ж гэта такое робіцца? Спіць на печы як пшаніцу прадаўшы. Уставай, чаго ты разлёгся. Ужо я і кабанчыка накарміла, і кур, і гусей даглядзела, вады прынесла і ў печы выпаліла, бліноў, пірагоў напякла, а яму нічрога не трэба. Уставай кажу, хутка калядоўшчыкі прыйдуць.

Лявон: Устаю, устаю (аглядае хату). Ай да жонка ў мяне, усе падрыхтавала! Усё даглядзела! Красочка ты мая, кветачка (спявае песню “Чаму ж мне не пець”).

Лявоніха: Людзі добрыя, паглядзіце на яго. У хаце процьма работы, а ён толькі спявае. Прынясі сена, трэба за стол садзіцца, куццю ечці.

(Лявон ідзе за сенам)

Лявоніха: Ой, стамілася я зусім (сядае). Жывем мы з Лявонам небагата есць у нас пяць авечак, кароўка, бычок, чатыры свінкі, парсючок, куры, гусі, качаняты і адзінпевень, чубаты. Ну, дзе мой Лявон? Ізноў яго не дачакацца.

Лявон: Іду, іду, мая галубачка! Вось сена на стол прынес, гатуй, мая дараженькая.
(спяваюць і накрываюць на стол.)

Лявон: Які багаты стол калядны! Чаго тут толькі няма.
(Садзіцца за стол, хрысцяцца. Першую лыжку куцці нясуць да акна і клічуць: “Мароз,
Мароз, хадзі куццю есці. Каб ты не марозіў летам расаду”). Падаюць лыжкі.

Лявоніха: Ой, лыжкі падаюць, мабыць, калядоўшчыкі ідуць.

Лявон: Хай заходзяць, у нас усяго багата. Я вельмі рад гасцям.

Лявоніха: Паглядзіце вы на яго. Сядзіць, рот да вушей, хоць ты вяровачкі прышый. Ідзі гасцей запрашай.

(Стук у дзеры, выбегае чорт).

Лявон: Чаго стукаешь – грукаешь? Якія весткі прынес да нас? Что дзе новага ў весцы?

Чорт: Новага нічага няма. Толькі ходзіць усей всякая Каляда калядуючы ды жубруючы. А я наперадзе калядоўшчыкаў бягу, зараз і ў вашу хату зайшоў. Дары, гаспадар, бочку пшаніцы, бочку \рыцы, рэшэта аўса – наверх каўбаса.

Лявон: Ах, ты Чорт калматы, хвост паласаты. Калядаваць табе трэба. Табе трэба ў лесе сядзець ды на зоркі глядзець. Лявоніха, а дзе ж гэта наш мех? (нясе мех). А ну, т зірні ў мех, мабыць там каўбаса ляжыць.

(Чорт залазіць у мех, Лявон з Лявоніхай яго завязваюць. Стук у дзверы, уваходзяць дзеці.)

Усе: Добры вечар, таму хто ў гэтым даму!

Лявон: Міласці просім да нас ў госці.
Лявоніха: Ад куль вы?

1 дзiця: Мы ходзілі, гулялі, спявалі, калядавалі. Прыйшлі і ў вашу хату.
2 дзiця: Гаспадар, частуй гасцей. З глеці – рэглатам, з печы – пірагом.
3 дзiця : Дай, цетка, каубас, бо я хату растрасу!
4 дзiця: Дай, цётка пірог, я пайду з а парог!
5 дзiця: Вазьмі нажа вострага, адрэж сала тоўстага!

Лявоніха: А за што ж вас частаваць? Спачатку трэба паспяваць. Перш чым калядаваць, Прыйдзецца патрабаваць.

6 дзiця: А музыка будзе граць?
Будзем зараз мы спяваць.

Песня “Запрашала ліска курку”

Лявоніха: Ой, як хораша спяваеце!
Мусіць, ад бого талент маеце.
(Лявоніха частуе дзяцей, запрашае іх сесці).

(Стук у дзверы, уваходзяць дзеці).

Усе: Добры дзень вам у хату.

Лявон: Добры дзень.

1дзiця: Мы ад хаты да хаты ідзем
Каляду з сабою выдзем.
2 дзiця: Каб у кожнай хаце
Было багацце.
3 дзiця: Каб скацінка вадзілася.
Каб пшаніцца урадзілася.
4 дзiця: Стары год канчаем
Новы пачынаем.
5 дзiця: Хай будзе ён здароў.
Нам прышле дароў.

Лявоніха: Дзякуй вам за вашы пажаданкі. З чым вы прыйшлі, калядоўшчыкі? Чым вы нас павясяліце?

6 дзiця: Чаму музыка не грае? Зайграце музыкі, зайграйце, усе ў радочкі пастаньце.

Песня “Лясныя музыкі”

Лявон: Ой, як добра спявалі, дзякуй вам, вось вам і сыр на талерцы, і сала, і капеечкі. Праходьце госці дараженькія і сядайце.
(Чуваць званочкі)

Лявоніха: Чуеце, дзеці, званочкі. Гэта каляда, едзе на сівінькім коніку. Каляда – гэта даўняе свята, на якім вадзім Казу, каб на палі быў добры ўраджай, вадзілі Мядзведзя, каб у сямьі былі усе здаровыя і багатыя. Спявалі шчадроўкі.
(Уваходзіць Мікіта і Каза)

Мікіта: Шчодры вечар таму, хто ў гэтым даму. Святы вечар!

Лявон: Добры вечар.

Мікіта: А ці рады вы нам?

Лявоніха: Рады, рады!

Мікіта: Вынесь жа нам, гаспадар, каўбас, пахадзі каля печкі, пашукай перапечкі.

Лявоніха: А з чым ты прыйшоў?

Мікіта: З казою шэраю, вясёлаю.

Лявон: Ой, няхай яна паскача.

Мікіта: Давай каза, паскачым, ды ножкамі пастрыкочым. Гэй, музыкі, грайце, а гаспадар з гаспадыней усіх у карагод запрашайце.

Карагод “Тупу-туп каза”

Каза ловіць дзяцей, дзеці ўцякаюць, а каза падае.

Лявоніха: Ай, ай, памерла, Каза! А Божа ж мой!

Мікіта: У мяне каза вучоная, любіць пачастункі, хоча падарункі.

Лявоніха: Зараз, зараз, так добра яна скакала, зарабіла пачастункі.
(Лявоніха падносіць пачастункі, але Каза матае галавой, шэпча на вуха Мікіте, што хоча грошы. Лявоніха запраўшае іх за стол. Чууецца стук у дзверы.

Лявон: А госцейкі да нас спяшацца, ідуць ды ідуць. Бачыце, колькі іх, як снегу зімой.
(З`яўляюцца Цыган, Цыганка, Мядзведзь.)

Цыган: Добры вечар вам! Шчодры вечар вам!

Лявон: Добры вечар і вам!

Цыганка: Дай нам, добры чалавек, капу, яек на паўміску белым сырам намазаўшы, каўбасою абкруціўшы.

Лявоніха: А чам вы нас парадуеце?

Цыган: Мядзведзем вяселым. У нас мядзвелдзь калматы, злавіў яго дзед барадаты, ен мед хацеў увесь злізаць, ну як яго тут не спаймаць. Зараз ен пацешыць нас, ен паслухмяны у нас. Пакажы, Міхай, як гаспадынька цеста месіць? А як дзяўчаткі перад люстеркам упрыгожваюцца. А як мужык на кірмаш ідзе? А цяпер, Міхай паскачы. (Мядзведзь танцюе)

Лявон: Зараз дадзім каўбасы, каб да дому няслі.
(Лявон з Лчвоніхай ідуць да сьала, а цыганка крадзе чаравічкі. Частуюць іх.)

Цыган: Каб заўседы ў вашай хацце Віно зеляно – для гаспадара! Мядок саладок – для гаспадыні. Шчасце ды доля – для іх дзетачак.
(Выходзяць)ъ

Лявоніха: Ой, мае чаравічкі укралі, яны вось тут стаялі. Гэта ты, лявон вінаваты.

Лявон: Не плач, мая галубка! Ой, тупну нагой, ды прытупну другой! Колькі, я не тапачу, танцаваць яшчэ хачу. Дзеці, а ці дапамажыце вы мне паскакаць.

Усе: Да

Пляска “Лявоніха”

(Лявон дарыць Лявоніхе чарачічкі)

Лявон: Завіруха паднялася на вуліцы. Вунь і свет пагас, нясі Лявоніха свечку.
(Лявоніха ідзе за шырму і заве Лявона. З`яўляецца Чорт і Ведзіма. Пают)

Чорт: Паглядзі, куды я цябе прывеў, Я ўжо тут быў сення, але мяне гаспадар падманіў і пасадзіў у мяшок. Але я ўцек і прыйшоў сюды яшчэ. А глянь колькі тут мелачы пазбіралася. Дзеці, а адкуль вы тут з`явіліся?

Дзiця: Мы прыйшлі на Каляды.

Чорт: Ага! На каляды! А я ж ведаю на Каляды гуляюць у гульні. Ці хочаце пагуляць са мной у гульню.

Гульня “Хвосцікі”

Ведзьма: А что гэтоа за калядкі, калі няма ні бліноў, ні аладак.

Чорт: Як няма? Хадзі за мной (ідуць за стол, частуюцца. З`яўляюцца Лявон і Лявоніха)

Лявоніха: Ой, свят, свят (крэст)

Лявон: Чаго без дазволу частуецеся?

Чорт: Мы прыйшлі печ паламаць, бліны пазьбіраць.

Лявоніха: Нясі, Лявон, хварасціну, мы іх зараз пачастуем. (праганяюць. Свет вкючаецца)

Лявоніха: А вы музыкі, грайце, грайце.
А вы, госцікі, гуляйце, гуляйце
Запрашаю ўсіх у карагод.

Карагод

Лявоніха: Шаноўныя госці – шчасця і здароў`я!
Вам жыць пажываць ды дабра нажываць.
Каб доўгія гады жылі,
Каб здаровыя былі.

Лявон: Дзякуй вам, госцейкі добрыя,
За сустрэчу прыветную!
Каб пілося вам і елася
І спявацт хацелася!

Лявоніха: Ну, а зараз частуйцеся блінамі.

О других видах творчества в детском саду смотрите в других темах.

Что еще почитать