Что такое праздник сабантуй. Сабантуй - народный праздник

Сабантуй

«Сабантуй» в переводе на русский «праздник плуга» - самый известный ежегодный народный татарский праздник в честь окончания весенних полевых работ.



Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).



Сабантуй является любимым и повсеместным народным татарским праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.



Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах. В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.



Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх. Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.



Сабантуй является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

Праздник Сабантуй очень древний и пришел в Казань в сегодняшнем образе еще из языческой культуры. Ранее он отмечался непосредственно с приходом весны и основными обрядами, которые сопровождали его, было подношение и молитвы богу солнца и неба Тенгре. Также в этот день задабривали духов умерших предков.

Слово «Сабан» в переводе с тюркского обозначает «весенний», а «туй» - «свадьбу». Получалось, что дословно праздник символизировал союз с природой. Самые первые развлечения имели сакральный характер, все они происходили от кочевого и полукочевого быта, который существовал на то время. Непременной составляющей тогдашней развлекательной программы являлся бег. Также приветствовались прыжки, перегонки на лошадях и курэш-борьба.
Со временем праздник Сабантуй впитывал в себя культуру разных народов, к нему примешивались традиции удмуртского, чувашского, мордовского, татарского и русского этносов. Повсеместно стали появляться похожие праздники весны.
Уходя от языческих канонов и поклонения богу Тенгре, народ стремился обеспечить хороший урожай, уход за скотиной и продолжать свой род. Постепенно уходили в небытие и древние обряды, в частности исчезло жертвоприношение. Его место заняла традиция дарить рукотворные подарки, в особенности украшать и расписывать яйца, их дети собирали затем по домам. Победители состязаний также непременно награждались.
Случалось так, что резвый скакун мог повредить ногу, ему за это полагался подарок, как и тому, кто последним приходил к финишу. На шею им вешали яркие платки или полотенца. В последнее время тесно сплелись межу собой традиции русского и татарского народа, о чем будет свидетельствовать Сабантуй в Казани 2012, как и прошлогодние празднования.
Во времена Казанского ханства Сабантуй был самым главным праздником. Так он идет своей дорогой из века в век, из поколения в поколение передавая свои традиции. Он полнится новыми традициями, но при этом сохраняет смысл исконных. Творческие особенности делают праздник ярким, выделяющимся из всех.
Когда в Булгарии была принята мусульманская вера, несколько изменилось восприятие праздника. Законы шариата не отрицают присутствия у народов подобных празднований, но они стали отмечаться по другому календарю. В Казани празднуется Науруз – Новый год, дата которого не совпадает с православным календарем, поэтому в жизни Татарстана есть два ярких праздника вступления в новый период. Сабантуй перенесли на начало мая и он стал праздником начала весны и посевных работ. Когда же в России стали жить по Григорианскому календарю, то начало весны ознаменовывалось праздником Науруз.
Начиная с 20-х годов ХХ века, Сабантуй становился все ближе к лету. В итоге так и дошел до дня летнего солнцестояния. За время этого пути он вобрал в себя лучшие из элементов праздника Джиена, который углублялся в тюркские корни, но при этом сохранил все татарские обряды и традиции празднования.

В 1990 году в Татарстане Сабантуй утвердили как общегосударственный праздник, а чтобы привлечь к нему интерес со стороны общественности, один за другим его посещают президенты России.

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Он празднуется с давних времён по сегодняшний день. Празднуется Сабантуй летом по окончании весенних полевых работ.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани . Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.

Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным и сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге.

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи стали ежегодно проводиться в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки.

Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как “кул көрәштеру”. Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната). В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uqruq (аркан).

Бег с коромыслом - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев водой и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность.

Бой горошков – одно и самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

Веселое состязание поиск монеты в плошке с катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, "нырнув" лицом в катык, губами начинает искать монету. Он имеет на это только строго ограниченное время.

Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом ложку нужно держать во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю - тот объявляется победителем.

Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуй) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Как правило, соревнования, игры Сабантуя начинают дети, их эстафету подхватывают подростки, затем их сменяют юноши и только потом вступают в действие взрослые. Эта традиция преемственности поколений одна из самых важных на нашем Сабантуе, которую нужно соблюдать при любых обстоятельствах и условиях. Сабантуйский дух состязательности, однажды вселившись в сердце человека в детском возрасте, будет ему помогать всю жизнь. Для того чтобы человек при любых обстоятельствах сумел сохранить свое лицо, достоинство, всегда должен быть готов и к победам, и к поражениям, уметь соизмерять свои желания со своими возможностями. В этом смысле Сабантуй - это начальная школа жизни.

Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй ещё больше укрепил свою позицию всетатарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары. Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России

Сабантуй дорог и ценен нам прежде всего как народный праздник, в котором или при помощи которого мы соприкасаемся с народными традициями общения и веселья. Есть традиции - есть народ, нет традиций - нет и народа. Сохраняя и оберегая вековечные традиции татарского народа, его обряды и обычаи, родной язык и песни, мы укрепляем свои устои как нации и народа.


Языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат - «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ - «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй ) .

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника - Агапайрем .

Аналогичный праздник татарстанской мордвы - Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов .

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой . Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи .

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году .

По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так ещё в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан , прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада [ ] . В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» - «День Сабантуя» .

Празднование сабантуя в прошлом

До конца XIX века сабантуй праздновали в весенне-летний период до начала пахоты после каргатуя .

Празднование сабантуя в общих чертах было одинаковым, но имел ряд особенностей у различных этнографических групп башкир, татар и чувашей. К примеру, если у западных и юго-западных башкир сабантуй устраивали на следующий день после праздника каргатуя , то у восточных проводился после.

Сабантуй в настоящее время

Изменение традиций

Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани . Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодёжных играх.

Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» (дэрэ боткасы, карга боткасы) и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.

Современный сабантуй стал считаться национальным праздником. В частности, это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые ранее его не праздновали: нукратские татары (село Карино Слободского района Кировской области , татары-мишари Нижегородской области и др.), и в том, что как национальный татарский праздник сабантуй начали праздновать и в тех городах, где появилась большая диаспора татар, например, в Москве , в Нижневартовске , в Мегионе .

Участие в сабантуе принимают также живущие по соседству с татарами русские , удмурты , мари , чуваши , башкиры .

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру.

Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон , Нью-Йорк , Сан-Франциско , Берлин , Ташкент , Монреаль , Торонто , Прага , Стамбул , Лейпциге, Риге и многих других.

Необходимо отметить, что в Башкортостане некогда популярный праздник все больше выходит из моды у населения, что вероятно связано с анахронизмом времени проведения сабантуя. Посев (а точнее закапывание семян в землю) с учётом крайне засушливых погодных условий в республике в последние годы является самым первым, но далеко не ключевым этапом сельскохозяйственного сезона. Так в 1998 году сабантуй в Башкирии проводился в то время, когда большая часть всходов из-за жесточайшей засухи в мае и июне того года уже погибла на корню. В связи с этим в сознании сельского населения Башкирии более разумным видится проведение главного сельскохозяйственного праздника года осенью по итогам сбора урожая. Как следствие, популярность сабантуя как праздника, отмечающего окончание посевной компании, все в большей степени сходит на нет. Отменены деревенские сабантуи, не проводятся сабантую в большинстве районов, а в Уфе мероприятия собирают в последние годы не более нескольких сотен человек. В Татарстане, отличающемся гораздо более щадящим климатическим режимом в плане увлажнения, вопрос переноса праздника на осень не стоит.

Порядок проведения сабантуя

Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приёма гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков. В некоторых сёлах, например, Лениногорского , Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей.

Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы сёлге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньги используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончании концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - корэш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана.

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба корэш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъёме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязаются в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д.

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы; вместе с мастерами занимаются различными национальными ремёслами, например, ковкой.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После окончании майдана вечером молодёжь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуй) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Сабантуй

Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000

Президенты Татарстана и России Р. Н. Минниханов и Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011

Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011

Борьба куреш

Борьба с мешками

Кривой шест

Федеральный Сабантуй

Федеральный Сабантуй (тат. Федераль сабан туе , башк. Федераль һабантуй ) - национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне. Национальный федеральный праздник Сабантуй проходил в следующих городах:

  • 2001 год - Саратов
  • 2002 год - Тольятти (Самарская область)
  • 2003 год - Димитровград (Ульяновская область)
  • 2004 год - Йошкар-Ола
  • 2005 год - Саранск
  • 2006 год - Нижний Новгород
  • 2007 год - Челябинск
  • 2008 год - Астрахань
  • 2009 год - Ульяновск
  • 2010 год - Ижевск
  • 2011 год - Екатеринбург
  • 2012 год - Владивосток
  • 2013 год - Тюмень
  • 2014 год - Томск
  • 2015 год - Красноярск
  • 2016 год - Нижний Новгород
  • 2017 год - Астрахань
  • 2018 год - Чебоксары

Всероссийский сельский сабантуй

Учредителями Всероссийского сельского сабантуя выступают Исполком Всемирного конгресса татар , Ассоциация татарских сел России и Министерство культуры Республики Татарстан.

Что еще почитать